9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.
На федеральном уровне управление охраной окружающей среды (ООС) осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, Советом министров РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.
На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды).
Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.
Санитарно-токсический мониторинг — наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами, патогенными микроорганизмами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.
В его задачи входит также контроль над параметрическими воздействиями (шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения), за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.
Экологический мониторинг — определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности. На него также возложено выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.
Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
Он осуществляется на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.
Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресурсов РФ и Росгидрометом России.
Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэкологии и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые включают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы».
Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный -для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.
Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жителей — один пост, 50÷100тыс.—два поста; 100÷200тыс.—два-три поста; 200÷500 тыс.— три-пять постов; 0,5÷1 млн.—пять-десять; 1÷2 млн.— десять - пятнадцать; более 2 млн.— пятнадцать-двадцать постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5 - 10 км2, в равнинной местности - один стационарный пост на 10 - 20 км2.
Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загрязнения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.
На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов - во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21 час - понедельник, среду, пятницу.
По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.
Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.
Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Министерства здравоохранения РФ.
По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5÷2,5 м от поверхности земли.
Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения устанавливают правила контроля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах — в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).
Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на территориальные органы Государственного комитета РФ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.
В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.
Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТом. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов и других агрегатов самых различных производств.
При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.
Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.
Применительно к транспортным средствам нормы и методы измерения выбросов оксида углерода и углеводородов определены ГОСТами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения является наиболее сложным. По данным научных исследований, 70—80% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:
- совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;
- повышение экономичности двигателя;
- внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива.
К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.
Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлечении их руководителей к правовой ответственности.
К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ в настоящее время укладывается 15—20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий (около 50%) руководствуется нормативами временно согласованных выбросов (ВСВ), а остальные, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.
Проблема не решается из-за того, что ни одно предприятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действует на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение .
- Волгодонский институт юргту
- В.Н. Шалимов
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций
- Введение. Цель и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- Модуль № 1
- 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.
- 1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 1.3. Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
- 1.4. Методы анализа производственного травматизма.
- 1.5. Система управления безопасностью труда на предприятии.
- 2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях
- 2.2. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
- 2.3. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма.
- Токсичные вещества как вредные и опасные производственные факторы, их воздействие на человека.
- 3.1. Вредные и опасные факторы производственной среды
- 3.2. Вредные вещества
- 3.2.1. Предельно-допустимые концентрации
- 3.2.2. Действие вредных веществ на человеческий организм и профилактика профессиональных отравлений.
- 3.2.2.1. Основные понятия и определения, пути поступления и влияние вредных веществ на организм человека.
- 3.2.2.2. Влияние вредных веществ на организм.
- 3.2.2.3. Профилактические мероприятия.
- 3.3. Производственная пыль.
- 3.3.1. Влияние пыли на организм.
- 3.3.2. Меры профилактики пылевых заболеваний.
- 3.3.3. Очистка газопылевых выбросов.
- Модуль № 2
- 4.1.1. Действие шума на организм человека.
- 4.1.2. Нормирование уровня шума.
- 4.1.3. Методы борьбы с шумом.
- 4.2.1. Воздействие вибрации на организм человека.
- 4.2.2. Допустимые уровни вибрации.
- 4.2.3. Методы снижения воздействия вибрации на человека.
- Лекция № 5.
- 5.2. Электрические поля (эп) токов промышленной частоты.
- 5.3. Статическое электричество. Постоянное электростатическое поле (эсп).
- 5.3. Лазерное излучение.
- 5.4. Ультрафиолетовое излучение (уф).
- 5.5. Средства и методы защиты от эмп и излучений.
- Лекция № 6.
- 6.1. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения
- 6.2. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений
- 6.3. Биологическое воздействие ионизирующих излучений
- 6.4. Регламентация облучения и принципы
- Модуль № 3 Лекция № 7. Обеспечение безопасности и экологичности технических систем
- 7.1. Системы и средства защиты производственного персонала и окружающей среды
- 7.2. Электробезопасность
- 7.2.1. Действие электрического тока на организм и первая помощь пострадавшему
- 7.2.2. Защитные системы электробезопасности
- 7.2.3. Молниезащита
- 7.3. Основы пожарной безопасности
- 7.4. Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением
- Маркировка транспортных резервуаров
- Лекция № 8. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях
- 8.1. Классификация и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 8.2. Понятие риска.
- 8.3. Анализ техногенных аварий (на примере аварий на
- 8.4. Причины и профилактика чс.
- Лекция № 9. Управление и правовое регулирование экологической безопасности
- 9.1.2. Природоохранное законодательство.
- 9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.
- 9.1.4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду.
- 9.1.5. Экологическая экспертиза как механизм управления охраной окружающей среды
- Словарь терминов
- Учебная литература Основная: