logo
В

9.1.4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду.

Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПНД на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, рационального и пользования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.

ПДН — это допустимые размеры антропогенного воз­действия на природные ресурсы или природные комплек­сы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды.

Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН — обеспече­ние рационального сочетания хозяйственной и рекреаци­онной деятельности с охраной среды. Различают отрасле­вые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным ви­дам природных ресурсов, например:

- оптимальное число охотников, приходящихся на чис­ло диких животных или единицу охотничьих угодий;

- предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;

- предельные нормы посетителей, пребывающих еди­новременно на экскурсии в заповеднике.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с уче­том хозяйственной деятельности или рекреационной нагруз­ки на природные комплексы. Например, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, ко­торые устанавливают экологические ограничения на исполь­зование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязывают с интересами сохранения в целостности экосистемы озера.

Нормативы ПДН утверждают и разрабатывают, как правило, отраслевые и местные экологические организации. Так, ПДН по лесам устанавливают органы лесного хозяйства, по заповедникам, национальным паркам — администрация этих организаций. Чаще всего такие нормы определяются с учетом научных рекомендаций. Они могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от состояния окружающей природной среды и ее отдельных ресурсов.

Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное раз­мещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерлитамак привело к тяжким экологичес­ким последствиям, отравлению населения этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

Закон не предусматривает какой-либо особой ответ­ственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия, или если причинитель вреда не мог знать о вредных послед­ствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водо­снабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, на­селенных пунктов и других территорий от загрязнений и Других вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основ­ные взаимосвязанные функции — охранительные и оздо­ровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои задачи.

Так, в целях охраны природных вод, устанавливается санитарно- защитная зона Она определяется как территория или акватория, на которой устанавли­вается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и для охраны водопроводных сооружений.

Для улучшения гидрологического режима, благоуст­ройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных терри­торий создается водоохранная зона, в рамках которой ус­танавливается специальный режим охраны от загрязнения истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.