Введение. Цель и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в любом современном государстве может служить наиболее достоверным и комплексным критерием для оценки как степени экономического развития и стабильности этого государства, так и для оценки нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение сложных проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически высокоразвитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возможно только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и культуры.
Особое значение приобретает образование в области безопасности жизнедеятельности в вузах, где достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма будущих разработчиков новой техники и технологии, руководителей производства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источниках их возникновения.
Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач, будь то в области научного поиска или проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производством.
Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе
"человек - техносфера - среда обитания".
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, землетрясения, извержения вулканов и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Наиболее выражение процессы техногенного изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой в трудовой деятельности человека. Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождается ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Например, использование прогрессивных способов плазменной обработки материалов вызвало необходимость защиты работающих от токсичных аэрозолей, электромагнитных полей, повышенного уровня шума, воздействия электрических сетей высокого напряжения. Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов (отработавших газов, масел, продуктов износа шин и др.) автомобилей.
Производственная деятельность человека постоянно оказывает возрастающее негативное влияние на качество природной среды, способствуя возникновению неблагоприятных экологических факторов, формирующих до 25—30% патологию человека. При этом рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, в частности увеличением концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно проявление вторичных негативных воздействий на природную среду и человека (процессы образования кислотных дождей, разрушение озонового слоя Земли).
На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих действий и поступков человека. Создание надежного жилища есть не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, землетрясения) и вредных (резкие колебания давления, температуры, солнечная радиация и др.) факторов. Но с появлением жилища возникла опасность обрушения, задымления, возгорания.
Многочисленные бытовые приборы и устройства значительно облегчают быт, делают его комфортным и эстетичным, но одновременно вводят целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитные поля различных частот, повышенный уровень радиации, шумы, вибрации, опасности механического травмирования, токсичные вещества и др.
Постоянное повышение технической оснащенности в различных областях человеческой деятельности сопровождается возрастанием энергетического уровня антропогенных факторов современной среды обитания. Данные о масштабе воздействия опасных и вредных факторов на человека и окружающую среду в динамике, к сожалению, свидетельствуют о постоянном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, об увеличении материального ущерба, наносимого отечественной экономике.
Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация земель поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы (экоцида).
Ряд чрезвычайных экологических ситуаций создают военные ведомства. В зонах испытательных полигонов возникает и длительно действует комплекс повышенных опасных и вредных факторов. К ним относятся: повышенный радиационный и химический фон, загрязнения токсичными веществами поверхностных и подземных вод, почвы и др.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Поэтому, предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания (включая элементы техносферы как ее составную часть) и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно говорить об актуальности, необходимости и одновременно значительной методологической сложности изучения проблем безопасности жизнедеятельности человека. Очевидно, для методически правильного поиска путей решения этих проблем необходимо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие:
Первая — все проблемы возникают в системе «человек — машина — среда», следовательно, для их понимания необходимо изучить все звенья этой системы, имея в виду, что каждое может являться источником опасности.
Вторая — последовательность решений проблем безопасности состоит из реализации трех групп задач:
а) - анализ, прогнозирование, моделирование источников возникновения опасностей;
б) - разработка методов и средств защиты от этих опасностей;
в) - ликвидация последствий их проявления.
Третья —для обеспечения высокого уровня безопасности технологических процессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономические.
Негативные изменения в системе "человек - техносфера - среда обитания" предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф – именно в этом заключается цель изучения данного предмета.
- Волгодонский институт юргту
- В.Н. Шалимов
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций
- Введение. Цель и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- Модуль № 1
- 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.
- 1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 1.3. Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
- 1.4. Методы анализа производственного травматизма.
- 1.5. Система управления безопасностью труда на предприятии.
- 2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях
- 2.2. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
- 2.3. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма.
- Токсичные вещества как вредные и опасные производственные факторы, их воздействие на человека.
- 3.1. Вредные и опасные факторы производственной среды
- 3.2. Вредные вещества
- 3.2.1. Предельно-допустимые концентрации
- 3.2.2. Действие вредных веществ на человеческий организм и профилактика профессиональных отравлений.
- 3.2.2.1. Основные понятия и определения, пути поступления и влияние вредных веществ на организм человека.
- 3.2.2.2. Влияние вредных веществ на организм.
- 3.2.2.3. Профилактические мероприятия.
- 3.3. Производственная пыль.
- 3.3.1. Влияние пыли на организм.
- 3.3.2. Меры профилактики пылевых заболеваний.
- 3.3.3. Очистка газопылевых выбросов.
- Модуль № 2
- 4.1.1. Действие шума на организм человека.
- 4.1.2. Нормирование уровня шума.
- 4.1.3. Методы борьбы с шумом.
- 4.2.1. Воздействие вибрации на организм человека.
- 4.2.2. Допустимые уровни вибрации.
- 4.2.3. Методы снижения воздействия вибрации на человека.
- Лекция № 5.
- 5.2. Электрические поля (эп) токов промышленной частоты.
- 5.3. Статическое электричество. Постоянное электростатическое поле (эсп).
- 5.3. Лазерное излучение.
- 5.4. Ультрафиолетовое излучение (уф).
- 5.5. Средства и методы защиты от эмп и излучений.
- Лекция № 6.
- 6.1. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения
- 6.2. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений
- 6.3. Биологическое воздействие ионизирующих излучений
- 6.4. Регламентация облучения и принципы
- Модуль № 3 Лекция № 7. Обеспечение безопасности и экологичности технических систем
- 7.1. Системы и средства защиты производственного персонала и окружающей среды
- 7.2. Электробезопасность
- 7.2.1. Действие электрического тока на организм и первая помощь пострадавшему
- 7.2.2. Защитные системы электробезопасности
- 7.2.3. Молниезащита
- 7.3. Основы пожарной безопасности
- 7.4. Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением
- Маркировка транспортных резервуаров
- Лекция № 8. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях
- 8.1. Классификация и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 8.2. Понятие риска.
- 8.3. Анализ техногенных аварий (на примере аварий на
- 8.4. Причины и профилактика чс.
- Лекция № 9. Управление и правовое регулирование экологической безопасности
- 9.1.2. Природоохранное законодательство.
- 9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.
- 9.1.4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду.
- 9.1.5. Экологическая экспертиза как механизм управления охраной окружающей среды
- Словарь терминов
- Учебная литература Основная: