8.2. Понятие риска.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой - в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Следует заметить, что восприятие риска и опасностей общественностью субъективно.
Например, ежедневно в разных регионах страны погибает на производстве 40—50 человек, а в целом по стране по самым различным причинам - более 1000 человек. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5— 10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.
Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный или групповой — это риск для группы людей. Социальный риск может быть определен как зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
Величину риска (R) можно рассчитать по формуле:
R = n/N
где п — число несчастных случаев; N — общее количество людей.
Так, например, индивидуальный риск смертельного исхода в год, обусловленный автокатастрофой, составляет 3∙10ˉ4; авиакатастрофой - 9∙10ˉ6; железнодорожной катастрофой - 4∙10ˉ7; поражением молнией - 5∙10ˉ7; аварией на АЭС - 8∙10ˉ7; отравлением - 2∙10ˉ5.
Для определения степени риска применяют четыре методических подхода:
1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.
2. Модельный, основан на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.
3. Экспертный, при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.
4. Социологический, основан на опросе населения. Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.
- Волгодонский институт юргту
- В.Н. Шалимов
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций
- Введение. Цель и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- Модуль № 1
- 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.
- 1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 1.3. Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
- 1.4. Методы анализа производственного травматизма.
- 1.5. Система управления безопасностью труда на предприятии.
- 2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях
- 2.2. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
- 2.3. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма.
- Токсичные вещества как вредные и опасные производственные факторы, их воздействие на человека.
- 3.1. Вредные и опасные факторы производственной среды
- 3.2. Вредные вещества
- 3.2.1. Предельно-допустимые концентрации
- 3.2.2. Действие вредных веществ на человеческий организм и профилактика профессиональных отравлений.
- 3.2.2.1. Основные понятия и определения, пути поступления и влияние вредных веществ на организм человека.
- 3.2.2.2. Влияние вредных веществ на организм.
- 3.2.2.3. Профилактические мероприятия.
- 3.3. Производственная пыль.
- 3.3.1. Влияние пыли на организм.
- 3.3.2. Меры профилактики пылевых заболеваний.
- 3.3.3. Очистка газопылевых выбросов.
- Модуль № 2
- 4.1.1. Действие шума на организм человека.
- 4.1.2. Нормирование уровня шума.
- 4.1.3. Методы борьбы с шумом.
- 4.2.1. Воздействие вибрации на организм человека.
- 4.2.2. Допустимые уровни вибрации.
- 4.2.3. Методы снижения воздействия вибрации на человека.
- Лекция № 5.
- 5.2. Электрические поля (эп) токов промышленной частоты.
- 5.3. Статическое электричество. Постоянное электростатическое поле (эсп).
- 5.3. Лазерное излучение.
- 5.4. Ультрафиолетовое излучение (уф).
- 5.5. Средства и методы защиты от эмп и излучений.
- Лекция № 6.
- 6.1. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения
- 6.2. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений
- 6.3. Биологическое воздействие ионизирующих излучений
- 6.4. Регламентация облучения и принципы
- Модуль № 3 Лекция № 7. Обеспечение безопасности и экологичности технических систем
- 7.1. Системы и средства защиты производственного персонала и окружающей среды
- 7.2. Электробезопасность
- 7.2.1. Действие электрического тока на организм и первая помощь пострадавшему
- 7.2.2. Защитные системы электробезопасности
- 7.2.3. Молниезащита
- 7.3. Основы пожарной безопасности
- 7.4. Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением
- Маркировка транспортных резервуаров
- Лекция № 8. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях
- 8.1. Классификация и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 8.2. Понятие риска.
- 8.3. Анализ техногенных аварий (на примере аварий на
- 8.4. Причины и профилактика чс.
- Лекция № 9. Управление и правовое регулирование экологической безопасности
- 9.1.2. Природоохранное законодательство.
- 9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.
- 9.1.4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду.
- 9.1.5. Экологическая экспертиза как механизм управления охраной окружающей среды
- Словарь терминов
- Учебная литература Основная: