logo search
КНИГИ БЖД / Безопасность жизнедеятельности Охрана труда

Ограничение медицинского облучения

При проведении профилактических медицинских рентгеноло­гических исследований и научных исследований практически здо­ровых лиц годовая эффективная доза облучения этих лиц не дол­жна превышать 1 мЗв.

Установленный норматив профилактического облучения может быть превышен лишь в условиях неблагоприятной эпидемиологичес­кой обстановки, требующей проведения дополнительных исследова­ний или вынужденного использования методов с большим дозообра- зованием. Такое решение о временном вынужденном превышении этого норматива профилактического облучения принимается облас­тным, краевым (республиканским) управлением здравоохранения.

Проведение научных исследований на людях с источниками излучения должно осуществляться по решению федерального орга­на здравоохранения. При этом требуется обязательное письменное согласие испытуемого и предоставление ему информации о воз­можных последствиях получения.

Лица (не являющиеся работниками рентгенорадиологического отделения), оказывающие помошь в поддержке пациентов (тяже­лобольных, детей) при выполнении рентгенорадиологических про­цедур, не должны подвергаться облучению в дозе, превышающей 5 мЗв в год.

Мощность дозы гамма-излучения на расстоянии 1 м от пациен­та, которому с терапевтической целью введены радиофармацевти- ческие препараты, не должна превышать при выходе из радиоло­гического отделения 3 мЗв/ч.

При использовании источников излучения в медицинских це­лях контроль доз облучения пациентов является обязательным.

  1. Основы обеспечения радиационной безопасности на АЭС

Атомная энергетика. Как указывалось ранее, при нормальной работе АЭС и предприятий ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) до­полнительные опасности и величины канцерогенных рисков очень низки. Индивидуальный пожизненный риск для персонала, заня­того в атомной отрасли России, за счет дозы от производственно­го облучения, полученной в 1999 г., составлял 1,1 Т(И, что на по­рядок ниже предела индивидуального пожизненного риска для пер­сонала, установленного НРБ-99 (1,0-10-3).

Неспециалистам почти ничего не известно о существующей го­сударственной международной системе контроля за ядерно-ради­ационными объектами и ее эффективности. Радиоактивные вы­бросы АЭС и предприятий атомной промышленности регулируют­ся крайне жесткими нормативами и практически не изменяют природный фон. ■

ООН в 1957 г. учредила специальную организацию — Междуна­родное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), которая зани­мается проблемами международного сотрудничества в области мир­ного использования атомной энергии. Одно из основных направле­ний деятельности МАГАТЭ — проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.

Основой обеспечения радиационной безопасности и проектных доз облучения персонала при нормальной работе АЭС является со­блюдение концептуальных принципов РБ: обоснование, норми­рование и оптимизация с учетом экономических и социальных фак­торов (п.2.5 НРБ-99, п.2.1.1-2.1.3 ОСПОРБ-99, п. 3.2 СП АС-99).

Как указывалось ранее, основную опасность представляют круп­ные радиационные аварии.

Приведем основные результаты анализа причин крупнейшей чернобыльской аварии и принятые меры по предотвращению по­добных аварий. 26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыль­ской АЭС в результате теплового взрыва произошла крупнейшая авария с разрушением реактора РБМК-1000 и выбросом радиоак­тивных веществ. Суммарная активность выбросов составила 50 Мки (без РБГ). В результате расследования были установлены основные причины аварии:

  1. Нарушения правил эксплуатации 4-го энергоблока обслужи­вающим персоналом и руководителями станции.

  2. Проектно-конструкторские недостатки реактора РБМК-1000 (непонимание разработчиками нейтронных процессов, ошиб­ки при конструировании аварийной защиты — низкая ско­рость введения в активную зону стержней поглотителей — 18 с, в то время как развитие аварийных процессов происходит в таком реакторе за 9—4 с); реакторы РБМК-1000 не были обо­рудованы устройствами локализации аварии, так называемы­ми контейментами (бетонными колпаками). После аварии на ЧАЭС был разработан и внедрен целый ряд мероприятий и технических средств, повышающих надежность и безопас­ность эксплуатации АЭС. Ужесточился контроль за соблю­дением требований безопасности. Безопасность АЭС нахо­дится под международным контролем (МКРЗ, МАГАТЭ, Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции). Ежегодно составляются, прида­ются гласности и анализируются сводки всех аварий, проис­шествий, инцидентов, внеплановых остановок и пр., случив­шихся на АЭС.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния» инициировал дальнейшее ужесточение норм радиационной безопасности, что потребует крайне высоких затрат на обеспече­ние снижения рисков, в первую очередь, при профессиональном облучении.

  1. Безопасность при обращении с радиоактивными < отходами атомных станций

Жесткие требования безопасности установлены также «Правила­ми безопасности при обращении с радиоактивными отходами атом­ных электростанций» (НП-002-04), утвержденными и введенными в действие с 5 января 2005 г.

Этот документ регламентирует обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами (РАО) атомных станций (АС). Он устанавливает следующие основные принципы обеспече­ния безопасности при обращении с радиоактивными отходами АС:

Расстояние между уровнем дна емкости для хранения ЖРО и уровнем подземных вод должно быть обосновано из условия недо­пустимости загрязнения подземных вод. Вокруг помещений с ем­костями для хранения ЖРО должны быть контрольно-наблюда­тельные скважины для отбора проб грунтовых вод. Количество и расположение этих скважин обосновываются в проекте с учетом условий размещения площадки АС.

Системы обращения с газообразными радиоактивными отхода­ми должны обеспечивать очистку газов от радиоактивных аэрозо­лей, инертных газов, паров йода и его соединений.

При проектировании должны быть учтены все возможные источ­ники постоянного и периодического поступления ГРО в системы технологических сдувок и в воздух вентилируемых помещений.

Согласно НП-002-04 должны выполняться следующие требова­ния безопасности при эксплуатации систем обращения с радиоак­тивными отходами АС:

Эксплуатирующая организация должна один раз в пять лет в со­ответствии с требованием нормативных документов обеспечить проведение инвентаризации РАО путем проверки их фактическо­го наличия и сравнения полученных данных сданными учетных документов;

Допустимые выбросы и сбросы, рассчитанные исходя из вели­чины минимально значимой дозы, должны устанавливаться для

АС в целом независимо от количества эксплуатируемых блоков па площадке.

Эксплуатирующая организация должна:

  1. Основные принципы и меры радиационной