9.1.2. Природоохранное законодательство.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе приоритета международного права.
В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Другая (ст. 9, ч. 2) -провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязанными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации, не должны противоречить федеральным законам.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "Об охране и использовании животного мира" и некоторые другие законодательные акты.
Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:
I - законы, правительственные нормативные акты РФ;
II - нормативные акты федеральных министерств и ведомств;
III - законы и нормативные акты субъектов РФ;
IV - нормативные решения органов местного самоуправления.
В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Этот закон призван обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:
- основы управления в области охраны окружающей среды;
- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- нормирование в области охраны окружающей среды;
- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
- государственный мониторинг окружающей среды;
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
- научные исследования в области охраны окружающей среды;
- основы формирования экологической культуры;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.).
Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 этого закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственныx и бытовых отходов и т. д.
- Волгодонский институт юргту
- В.Н. Шалимов
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций
- Введение. Цель и задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- Модуль № 1
- 1.1. Профессиональные вредности производственной среды и классификация основных форм трудовой деятельности.
- 1.2. Физиологические основы труда и профилактика утомления.
- 1.3. Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.
- 1.4. Методы анализа производственного травматизма.
- 1.5. Система управления безопасностью труда на предприятии.
- 2.1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях
- 2.2. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.
- 2.3. Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма.
- Токсичные вещества как вредные и опасные производственные факторы, их воздействие на человека.
- 3.1. Вредные и опасные факторы производственной среды
- 3.2. Вредные вещества
- 3.2.1. Предельно-допустимые концентрации
- 3.2.2. Действие вредных веществ на человеческий организм и профилактика профессиональных отравлений.
- 3.2.2.1. Основные понятия и определения, пути поступления и влияние вредных веществ на организм человека.
- 3.2.2.2. Влияние вредных веществ на организм.
- 3.2.2.3. Профилактические мероприятия.
- 3.3. Производственная пыль.
- 3.3.1. Влияние пыли на организм.
- 3.3.2. Меры профилактики пылевых заболеваний.
- 3.3.3. Очистка газопылевых выбросов.
- Модуль № 2
- 4.1.1. Действие шума на организм человека.
- 4.1.2. Нормирование уровня шума.
- 4.1.3. Методы борьбы с шумом.
- 4.2.1. Воздействие вибрации на организм человека.
- 4.2.2. Допустимые уровни вибрации.
- 4.2.3. Методы снижения воздействия вибрации на человека.
- Лекция № 5.
- 5.2. Электрические поля (эп) токов промышленной частоты.
- 5.3. Статическое электричество. Постоянное электростатическое поле (эсп).
- 5.3. Лазерное излучение.
- 5.4. Ультрафиолетовое излучение (уф).
- 5.5. Средства и методы защиты от эмп и излучений.
- Лекция № 6.
- 6.1. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения
- 6.2. Единицы активности и дозы ионизирующих излучений
- 6.3. Биологическое воздействие ионизирующих излучений
- 6.4. Регламентация облучения и принципы
- Модуль № 3 Лекция № 7. Обеспечение безопасности и экологичности технических систем
- 7.1. Системы и средства защиты производственного персонала и окружающей среды
- 7.2. Электробезопасность
- 7.2.1. Действие электрического тока на организм и первая помощь пострадавшему
- 7.2.2. Защитные системы электробезопасности
- 7.2.3. Молниезащита
- 7.3. Основы пожарной безопасности
- 7.4. Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением
- Маркировка транспортных резервуаров
- Лекция № 8. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях
- 8.1. Классификация и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
- 8.2. Понятие риска.
- 8.3. Анализ техногенных аварий (на примере аварий на
- 8.4. Причины и профилактика чс.
- Лекция № 9. Управление и правовое регулирование экологической безопасности
- 9.1.2. Природоохранное законодательство.
- 9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.
- 9.1.4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на природную среду.
- 9.1.5. Экологическая экспертиза как механизм управления охраной окружающей среды
- Словарь терминов
- Учебная литература Основная: