ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека присутствуют определенный набор ценностей, которые формируются в процессе индивидуального развития. Сформированные таким образом ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека в материальном благополучии, достижении профессиональных целей и т.д. Одна из основных потребностей человека - это потребность в здоровье.
Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей. Это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Здоровье позволяет человеку без помех учиться, трудиться, заниматься любимым делом и активно отдыхать. Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье является определяющим фактором внутреннего состояния человека. В условиях сегодняшней социально-экономической реальности здоровье для молодежи, нередко выступает как одно из средств достижения поставленных задач.
В настоящий момент студенты не всегда адекватно оценивают свое здоровье. Их оценки часто носят субъективный характер, так как зависят от многих факторов: психологические особенности студента, его самочувствие в момент исследования, состояние здоровья окружающих, частота и тяжесть заболеваний, перенесенных респондентом в последние годы, информированность о результатах медицинского обследования, состояние окружающей среды, степень удовлетворенности уровнем медицинского обслуживания и др. По данным современной статистики каждый третий студент имеет 2-3 вида заболевания. Состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется «школьной патологией». Однако в период обучения в вузе уровень физического здоровья студентов снижается, а число хронических больных из года в год возрастает. Понятие «отношение к здоровью» включает в себя: оценку состояния здоровья; отношение к здоровью как одной из основных жизненных ценностей; деятельность (действие) по сохранению здоровья [2].
Следуя данной логике мы, в своей работе, предполагаем, изучить отношение студентов к здоровью при помощи автоматизированных диагностических методик.
Автоматизация методик, заключается, в создании компьютерных версий известных тестов, ранее предназначенных для "ручного" употребления. За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:
- быстрое получение результатов;
- освобождение эксперта от трудоемких рутинных операций;
- повышение точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;
- оперативная обработка данных при компьютерном тестировании, что позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых.
Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического тестирования. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста самого обследуемого. Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.
В своей работе мы выбрали - автоматизацию пакета методик изучения здоровья, что позволяет расширить, сократить временной промежуток исследования, проверить достоверность исследования.
Автоматизированный пакет методик «Отношение студентов к своему здоровью» создается для сравнения у студентов разных курсов отношения к здоровью. Он будет, разрабатывается по принципу взаимодополнения и достижения наиболее объективной информации.
Цель дипломной работы - создать автоматизированный пакет методик «Отношение студентов к своему здоровью».
Задачи дипломной работы:
1 Проанализировать теоретико-методологические основы изучения индивида отношения человека к здоровью.
2 Подобрать методики для проведения исследования отношения студентов к собственному здоровью.
3 Автоматизировать пакет методик «Отношение студентов к своему здоровью».
4 Описать автоматизированный пакет методик в Delphi.
5 Провести исследование при помощи автоматизированного пакета методик.
6 Провести сравнительный анализ результатов исследования отношения студентов к своему здоровью.
7 Рассчитать экономическую эффективность.
8 Обосновать экологическую безопасность работы.
Цель исследования - проверка работы пакета диагностических методик и анализ полученных результатов.
Объект исследования - студенты 1,3 курса Факультета информатизации социальных систем (ФИСС) СФУ в количестве 37 человек.
Предмет исследования - отношение студентов к своему здоровью.
Методики исследования:
Тест «Ваш образ жизни и здоровье»
Позволяет определить отношение студентов к своему образу жизни.
Тест «Как вы относитесь к своему здоровью»
Позволяет определить отношение студентов к своему здоровью
Тест «Разумное ли у вас отношение к своему здоровью»
Позволяет выявить разумное ли отношение к здоровью у студентов
Анкета «Выявление отношения студентов к здоровью».
Позволяет выявить характеристики здоровья обследуемых групп.
Подобранные методики позволяют дать достаточно объемный материал, т.к. ориентированы на разные аспекты состояния здоровья.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Теоретико-методологические основы изучения отношения к здоровью
- 1.1 Концептуальные подходы и теоретико-методологические направления изучения отношения к здоровью
- 1.1.1 «Отношение к здоровью» на уровне индивида, общества
- 1.2 Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему
- 1.2.1 Классификация и структура факторов, формирующих здоровье
- 1.3 Институциональные субъекты формирования отношения к здоровью
- 1.3.1 Институт семья как субъект первичной социализации индивида в сфере здоровья
- 1.3.2 Школа как субъект формирования здоровья и отношения к нему
- 1.4 Основные направления совершенствования здоровья и отношения к нему
- 1.4.1 Система здравоохранения и здоровье
- 1.4.2 Формирование отношения здоровью
- 1.4.3 Управление здоровьем и возможности его реализации
- 1.5 Средства массовой информации и формирование здоровья
- 2. Описание диагностических методик и обзор программных средств, применяемых для создания автоматизированной диагностической методики
- 2.1 Описание средств автоматизации диагностической методики