logo
Автоматизированный пакет методик "Отношение студентов к своему здоровью"

1.2.1 Классификация и структура факторов, формирующих здоровье

Фактор - это движущиеся сила, причина какого-либо процесса, явления, и предполагаем, выяснить под воздействием каких сил и причин формируется нынешнее состояние здоровья населения. Значение различных факторов неравноценно для здоровья: они могут влиять положительно или отрицательно; могут быть постоянными или меняющимся; обладать разной силой и характером воздействия ит.п. Представляется важным из множества факторов выделить те, которые оказывают наибольшее влияние на здоровье, с целью последующего воздействия на них.

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [16].

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как физическое и психологическое благополучие в целом. Социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее факторов: образ жизни (вклад в состояние здоровья составляет 50%); окружающая среда (20%); наследственность (20%); уровень здравоохранения (10%), но это деление условно. [8]. (рисунок 1) т.к. в экономических отсталых странах с неразвитым здравоохранением значение данного фактора может увеличиться в 2-3 раза по сравнению с приведенными данными выше [2].

Рисунок 1 - Факторы, определяющие здоровье

Классическое распределение факторов, обуславливающих здоровье, представлено (рисунок 2).

Рисунок 2 - Факторы, определяющие здоровье

Конкретизация образа жизни и разложение его на составляющие: социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование и т.п.), социально - экономические (уровень дохода, качество жилья, питания, досуга, и т.п.), поведенческие (наличие вредных привычек, характер заботы о здоровье, посещение медицинских учреждений, и т.п.), позволяет представить схему факторов здоровья несколько иначе (рисунок 3).

Рисунок 3 - Факторы, определяющее здоровье, с конкретизацией фактора «образа жизни»

Выдвижение поведенческого фактора в качестве ведущего в многофакторной обусловленности здоровья объясняется, прежде всего, изменением в последние десятилетия структуры причин смертности и заболеваемости. Эта структура опосредуется не только особенностями природной среды, социально-бытовыми условиями, образом жизни, но и в значительной мере типом поведения человека, зависящим от его отношения к своему.

Поведения индивида в сфере здоровья мы называем самосохранительным (ССП) и определяем как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. ССП имеет универсальный характер, который проявляется в его соотнесении со всеми сферами жизни: оно является компонентом репродуктивного, потребительского, курительного и прочих видов поведения. Характер ССП может быть как позитивным так и негативным. Позитивное ССП направлено на сохранение и укрепление здоровья, а негативное - на его разрушение. Поведенческий фактор является связующим, опосредующим звеном между здоровьем и основными группами факторов, воздействующих на здоровье,- генетикой, экологией, здравоохранением, социально-экономическими и социально-демографическими факторами.

Чтобы сохранить здоровье, в связи с этим регулярно реализуются многочисленные мероприятия, направленные на активизацию здорового образа жизни всего населения и особенно молодежи, вместе с тем, медико-демографические показатели, характеризующие состояние здоровья населения, продолжают вызывать опасения. Самыми значимыми в социальном плане заболеваниями выступают болезни системы кровообращения, находящиеся на первом месте. Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться. Множественность факторов образа жизни студентов и их опосредованный характер воздействия на здоровье затрудняли проведение комплексного социально-гигиенического исследования. Поэтому уже на первых этапах работы была разработана концептуальная модель здоровья студентов, которая в дальнейшем уточнялась и дополнялась выявленными связями между организмом человека и окружающей средой. Необходимость создания подобной модели обусловливалась отсутствием до настоящего времени надежных критериев определяющих состояние здоровья. Концептуальная модель здоровья студентов включает четыре блока показателей:

1 - общественного здоровья,

2 - индивидуального здоровья,

3 - социально-экономических факторов,

4 - природных факторов.

Проблема укрепления здоровья студентов, основного резерва кадров российского здравоохранения, носит стратегический характер для государства и общества. Задачей ВУЗов является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.

Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов ВУЗов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат [11].

Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка.

Необходимо признать, что студенты испытывают в современных условиях и влияние высочайшей интенсификации учебного процесса. При этом рост учебных нагрузок происходит на фоне значения физической культуры в жизни человека и свертывания профилактического направления в здравоохранении [16].

Немаловажно, что, поступая в ВУЗ, многие студенты вынуждены покидать прокреативную (родительскую) среду, начинают жить в общежитии, что радикально изменяет образ его жизни, требует приспособления к новым условиям жизни, что очень часто негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья [34].