VII. Научно-методические основы управления природными и техногенными рисками, развитие систем мониторинга и прогнозирования
C целью снижения риска возникновения ЧС природного и техногенного характера и смягчения их последствий основные усилия научно-технической деятельности сосредоточить на:
научно-техническом обеспечении мероприятий по решению проблем безопасности жизнедеятельности населения и территорий, постановке технических заданий, методическом обеспечении и контроле выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и научно-практических работ по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
создании и развитии научно - методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
формировании нормативно – правовой и методической базы для обеспечения административного контроля, управления и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработке экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
создании и развитии систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
развитии системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизации автоматизированных систем управления, совершенствовании систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствовании материально – технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствовании системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организации подготовки проектов новых региональных целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, на своевременную и качественную реализацию мероприятий действующих федеральных целевых программ (в особенности ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"), используя бюджетные и иные механизмы финансирования;
обеспечении участия в разработке целевых программ и инвестиционных проектов других министерств и ведомств с целью включения в них вопросов предупреждения и ликвидации ЧС;
развитии и совершенствования системы управления и обмена информацией в условиях чрезвычайных ситуаций, создание и оснащение ситуационно-кризисных центров и информационно-управляющих систем комиссий по ЧС и ПБ;
продолжении создания и совершенствования автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России (АИУС РСЧС);
совершенствовании интегрированных с системой оперативно-диспетчерского управления единых дежурно - диспетчерских служб на основе единого телефонного номера служб спасения 01, абонентских пунктов городов и районов;
консолидации информационных ресурсов в рамках единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с использованием ресурсов территориальных управлений ГОСКОМСТАТа.
Руководителям органов управления во взаимодействии с «Ассоциацией предприятий индустрии безопасности Сибирского региона», Научно-техническими Советами при КЧС и ПБ во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 октября 2005г. № Пр-1685 об организации контроля деятельности органов местного самоуправления за реализацией приоритетных национальных проектов, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. №1529-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" для формирования финансирования комплексов предупредительных мероприятий на 2007 год обеспечить:
до 12.01.07 г. включение в Планы работ на 2007 год вопросов рассмотрения мероприятий, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, снижение риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, смягчение их последствий, совершенствованию противопожарной службы и материально-техническому обеспечению подразделений ГПС на основе бюджетного механизма;
до 27.02.07г. подбор существующих проблем и путей обеспечения мероприятий направленных реализацию приоритетных национальных проектов, снижение риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, смягчение их последствий, совершенствованию противопожарной службы и материально-техническому обеспечению подразделений ГПС основе бюджетного механизма.
В соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации» (Федеральный Закон от 31.07.1998г. №145-ФЗ), и действующим законодательством Красноярского края («О бюджете и бюджетном процессе») выполнить:
до 27.03.07г. направить бюджетные заявки в финансово-экономические органы на финансирование мероприятий направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, выполнение элементов целевых программ и планируемых предупредительных мероприятиях на 2008год;
до 28.07.07г. обеспечить обсуждение финансирования мероприятий направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, выполнение целевых программ и предупредительных мероприятий на 2008 год;
до 28.08.07г. внести предложения по финансированию реализации приоритетных национальных проектов, целевых программ и предупредительных мероприятий на 2008 год.
Ежеквартально представлять в управление гражданской защиты Главного управления сведения о ходе реализации приоритетных национальных проектов, выполнении мероприятий в рамках целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера».
Основными направлениями деятельности научно-практических групп считать:
обеспечение и координация научно-технической деятельности на территории Красноярского края по проблемам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение противопожарной безопасности, борьбы с пожарами в различных отраслях народного хозяйства, с целью реализации научно-технической политики МЧС России;
координация и проведение комплексных научных и прикладных исследований, осуществление взаимодействия научных организаций СО РАН, ВНИИ ГОЧС МЧС РФ, ВНИИ ПО МЧС РФ, «Ассоциации предприятий индустрии безопасности Сибирского региона» и ВУЗов Красноярского края с целью максимально эффективного использования международных и отечественных разработок в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС, с учетом наличия высококвалифицированных специалистов, сложившейся инфраструктуры научных подразделений, а также накопленного опыта выполнения НИОКР по проблемам безопасности населения и территории Красноярского края;
взаимодействие с ВУЗами и другими учебными заведениями Красноярского края по научно-исследовательской работе и подготовке научных кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка, адаптация и внедрение методик проведения мониторинга всех видов, включая космический, прогнозирования ЧС и их предупреждения;
изучение международного опыта по мониторингу, прогнозированию и предупреждению ЧС, анализ его и выработка рекомендаций для применения на практике;
организация проведения научно-практических работ, выполняемых на территории Красноярского края по планам МЧС России, Сибирского регионального центра, Главного управления.
План научно-практической работы органа управления представлять в управление гражданской защиты Главного управления к первому числу каждого месяца.
По результатам выполнения мероприятий за прошедший месяц проводить анализ научно-практической работы органа управления и к первому числу каждого последующего месяца представлять его в управление гражданской защиты Главного управления.
Во второй половине 2007 г. провести в органах управления научно-практические конференции по теме: “Проблемы снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории субъекта РФ” с организацией выставок аварийно-спасательного оборудования, средств ликвидации ЧС, технологий предупреждения ЧС, информационных технологий в рамках развития АИУС РСЧС и единой дежурной диспетчерской системы.
Задачи по организации деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005г. №335) и в целях реализации приказа МЧС России от 20.09.2005г. №696 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определить основные направления функционирования подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС:
1. Организация и проведение работ по заблаговременному выявлению источников ЧС природного и техногенного характера;
2. Определение возможных масштабов ЧС и характера их развития;
3. Выявления причин возникновения ЧС;
4. Выработка рекомендаций по предупреждению, предотвращению и локализации ЧС и смягчения их последствий.
Усилия функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС сосредоточить на:
организации мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю прогнозированию ЧС природного и техногенного характера;
проведение оперативного сбора, обработке и анализу информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера;
на основе мониторинговой и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориям, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
координации деятельности, контролю, организационного и методического обеспечению сети наблюдений и лабораторного контроля;
разработке мер и оценка эффективности мероприятий по предупреждению ЧС;
разработке сценариев развития ЧС;
информационном обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;
осуществление оперативного контроля за ходом работ по предупреждению ЧС природного и техногенного характера;
выполнение целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.
В целях реализации Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» определить приоритетное решение следующих задач:
оптимизация функций, задач и организационной структуры государственной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, включая контроль состояния источников чрезвычайных ситуаций, обстановки в их зонах, а также в зонах применения средств поражения и в зонах террористических акций;
развитие технических средств и технологий мониторинга, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
совершенствование и развитие научных и методических основ прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение системы раннего предупреждения о возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, основанной на государственной системе мониторинга окружающей среды, ее загрязнения;
развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга, сбор, обработку, передачу и хранение информации по результатам мониторинга;
создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов по проблеме мониторинга, лабораторного контроля, прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Органам управления целенаправленно совершенствовать систему мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Разрабатывать и внедрять показатели риска на объектах экономики в рамках работ по декларированию безопасности промышленных объектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ»; Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 г. № 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней»; Приказом МЧС России от 28.02.2003 г. №105.
В целях совершенствования деятельности функциональной подсистемы продолжить работу по созданию штатных центров мониторинга и прогнозирования ЧС, организовать их оборудование и оснащение необходимыми программно-аппаратными средствами, обеспечить подключение к ведомственной информационной сети МЧС России. Принять меры по укомплектованию центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций квалифицированными специалистами исследовательского плана. Организовать круглосуточный режим работы оперативной дежурной смены, которая будет осуществлять сбор и предварительную обработку информации.
Для своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, осуществить практические шаги в реализации «Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов», (далее - система техногенного мониторинга) которая была одобрена Постановлением Правительства РФ от27.08.2005 г. №1314-р.
Основными целями создания системы техногенного мониторинга определить:
снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера;
минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.
Обеспечить выполнение системой техногенного мониторинга следующих функций:
сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;
информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;
подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;
прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;
ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;
предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;
формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств.
В целях отработки согласованной системы информационного взаимодействия, повышения эффективности прогнозов по показателям оправдываемости, обеспечить обмен информацией в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Красноярского края с составом, формой, периодичностью и сроками, определёнными приказом МЧС России №632 от 31.12.2002 года, указанием СРЦ №142 от 3.06.2004 года.
Разработка и представление прогнозов РЦМП ЧС и ТЦМП ЧС осуществлять по шести периодам:
на год (долгосрочный прогноз ЧС);
на сезон (долгосрочный прогноз циклических ЧС);
на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);
на неделю (краткосрочный недельный прогноз ЧС);
на сутки (оперативный ежедневный прогноз ЧС);
на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).
Центрам мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представлять в краевой центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций:
а) исходную информацию для формирования прогнозов ЧС в следующие сроки:
до 7 декабря текущего года - для долгосрочного прогноза ЧС на год;
до 18 сентября - для долгосрочного прогноза циклических ЧС на осенне-зимний период;
до 1 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием;
до 15 марта - для долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
до 20 числа каждого месяца - для среднесрочного прогноза ЧС на месяц.
б) краткосрочный недельный прогноз ЧС – каждый четверг к 11.00 (крск);
оперативный ежедневный прогноз – ежедневно к 16.00 (крск);
экстренное предупреждение – представляется немедленно после получения исходной информации и составления его текста.
Ежемесячно центрам мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера проводить анализ оправдываемости прогнозов ЧС, эффективности мероприятий по реагированию на прогнозы ЧС за истекший месяц, результаты которого представлять в управление гражданской защиты Главного управления к первому числу каждого последующего месяца.
Для повышения эффективности работы функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС использовать, наряду с традиционными методами, современные методы дистанционного зондирования Земли с помощью космических летательных аппаратов. Разрабатывать и совершенствовать методики мониторинга стихийных бедствий, особенно в области обнаружения лесных пожаров и паводков. Должностными лицами центров мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера осуществлять анализ космической информации с применением геоинформационных технологий с учетом особенностей территории, что позволит на ранней стадии возникновения лесных пожаров выявить возможные угрозы населенным пунктам и объектам инфраструктуры.
- Организационно-методические указания
- II.Задачи по оперативной подготовке.
- 2.2. Подготовка органов управления Главного управления.
- 2.3. Организация профессиональной подготовки
- Особенности подготовки подразделений гпс.
- Задачи в области подготовки и пожаротушения:
- 2.5. Организация подготовки специалистов гимс.
- 2.6.Основные задачи по организации подготовки формирований го:
- 2.7. Основные задачи по организации подготовки единых дежурно-диспетчерских служб:
- III. Задачи по подготовке органов надзорной деятельности на территории Красноярского края.
- Обстановку с пожарами за 5 последних лет и тенденцию ее изменения;
- 3.2. Задачи по подготовке в области промышленной безопасности, энергонадзора и охраны труда
- В области промышленной безопасности и энергонадзора.
- В области охраны труда.
- IV. Организация повседневной деятельности
- 4.3. Развитие информационно-управляющей системы.
- 4.4. Организация системы связи и оповещения.
- V. Задачи по мобилизационной органов управления (секретно)
- VI. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуация, комплексного применения способов и средств защиты
- 6.2. Задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального характера и смягчению их последствий.
- 6.4. Задачи по организации и проведению инженерно-технических мероприятий в области защиты населения и территорий мирного и военного времени.
- 6.5. Задачи по организации и проведению мероприятий рхб защиты в области защиты населения и территорий мирного и военного времени
- 6.7 Задачи по организации и проведению мероприятий, обеспечивающих безопасность на водных объектах.
- 6.8 Задачи по организации и проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливами нефти и нефтепродуктов на территории Красноярского края.
- VII. Научно-методические основы управления природными и техногенными рисками, развитие систем мониторинга и прогнозирования
- VIII. Организация работы с кадрами
- IX. Организация работы со средствами массовой информации
- X. Особенности подготовки финансовых органов
- XI. Организация материально-технического обеспечения
- XII. Доведение Организационно-методических указаний
- Сроки предоставления информации и отчетных документов в Главное управление.
- Сроки представления отчетных материалов в Главное управление