logo search
Учебное пособие Защита в ЧС

3.1. Нормативная правовая база обеспечения защиты населения

Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из основных задач государства. Для ее выполнения разрабатываются законодательные акты, принципы и способы защиты, а также мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению ущерба и потерь от них, ликвидации последствий ЧС.

Деятельность государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС регламентирована Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства России, нормативных актов соответствующих министерств и ведомств.

Конституция возлагает на государство главную роль в предупреждении и смягчении чрезвычайных ситуаций. В ней, в частности, говорится (п. 3 ст. 72), что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится “осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий”.

Основополагающим, базовым законом, который фактически положил начало формированию новой государственной системы защиты от ЧС, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(21 декабря 1994 г). В этом законе дается определение основных понятий, излагаются принципы защиты населения и территорий от ЧС, полномочия всех органов государственной власти в области защиты от ЧС, в том числе Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ и органов местного самоуправления. Согласно этому закону создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Закон также определяет права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, меры по социальной защите пострадавших, порядок подготовки населения в области защиты.

Права граждан РФ в области защиты от ЧС изложены в статье 18 Закона. В частности, граждане РФ имеют право:

– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

– использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с планами ликвидации ЧС;

– быть информированными о риске в определенных местах пребывания и мерах необходимой безопасности;

– обращаться в государственные органы по вопросам защиты от ЧС;

– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

– на бесплатное государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение в случае увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения в ЧС;

– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения в ЧС.

Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС изложены в статье 19 Закона. В частности, граждане РФ обязаны:

– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;

– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

– изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в указанной области;

– выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

– при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Подготовка населения в области защиты от ЧС определяется статьей 20 Закона. В ней отражены следующие положения:

– порядок подготовки населения определяет Правительство РФ;

– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, образовательных учреждениях и по месту жительства;

– подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и по месту работы;

– для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС используются средства массовой информации.

В соответствии с этими требованиями в апреле-мае 1995 г. утверждена Государственным комитетом РФ по высшему образованию и согласована Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий программа дисциплины, обязательной для всех специальностей высшего профессионального образования – «Безопасность жизнедеятельности» и раздел ее – «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» («Защита в чрезвычайных ситуациях»).

Одним из основных нормативных актов, закрепляющих правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, является закон «О безопасности» (5 марта 1992 г.). Набор правовых норм, регулирующих отношения, связанные с защитой материальных и культурных ценностей, объектов хозяйственного и иного назначения содержится в федеральных законах «О страховании», «О пожарной безопасности». В законе «Об обороне» сформулированы принципиальные положения, касающиеся планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны. В законе «О государственном материальном резерве» изложены правовые основы создания и использования указанного резерва для обеспечения первоочередных работ при ликвидации ЧС.

Названные законы составляют основу нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области защиты населения и территорий от ЧС.