logo
Учебное пособие Защита в ЧС

Введение

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды обитания: наводнений, землетрясений, пожаров, ураганов, смерчей, засухи, эпидемий и др. Сначала стихийные бедствия были проявлением естественной природной среды, однако по мере увеличения антропогенного воздействия человека на нее опасные природные явления стали в ряде случаев инициироваться самим человеком.

Начиная со второй половины ХХ века стали широко использоваться новые технологии и производства, связанные с риском возникновения аварий и катастроф, негативные последствия которых сравнимы, а иногда и превосходят потери от стихийных бедствий. Их опасность растет вследствие концентрации производства и повышения плотности населения на потенциально опасных территориях.

Стихийные бедствия и производственные аварии сопровождаются гибелью людей, огромными материальными потерями и в целом замедляют ход развития цивилизации на нашей планете. Людские потери и материальный ущерб при крупных чрезвычайных ситуациях (ЧС) сравнимы с последствиями локальных военных конфликтов.

Динамика нарастания последствий катастрофических процессов за длительный период времени такова:

– ежегодно число пострадавших на планете от стихийных бедствий увеличивается приблизительно на 6 %;

– количество катастроф с высоким экологическим ущербом возросло с 60-х до 90-х годов ХХ века более чем в 4 раза;

– в 60-х годах от опасных явлений чрезвычайных ситуаций страдал один человек из 62 живущих на Земле, а в 90-х годах – уже один из 29.

В России с 1991 по 1997 годы наблюдался почти шестикратный (209 – 1174) рост числа техногенных аварий и катастроф. Это было обусловлено снижением внимания и вложения средств на обеспечение безопасности, значительным прогрессирующим износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей 80…100 %, снижением профессионального уровня работников и производственной дисциплины.

Такой нарастающий поток стихийных бедствий, аварий, катастроф заставил на уровне Правительства РФ заняться этой проблемой: выработать единый подход в области знаний о происхождении, развитии чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий, а одной из основных задач государства сделать защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Результатом этой работы явилось замедление роста количества ЧС, однако их общее число остается недопустимо большим:

2004 г. – 863 ЧС;

2005 г. – 2464 ЧС;

2006 г. – 2541 ЧС;

2007 г. – 2211 ЧС.

Одним из направлений государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является обучение населения на всех уровнях. В системе высшего профессионального образования вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций или включены в содержание общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в виде раздела или изучаются как отдельная дисциплина «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Цель изучения дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях» (соответствующего раздела дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») – сформировать сознательное и ответственное отношение человека к вопросам личной и коллективной безопасности и безопасности окружающей среды. В результате изучения дисциплины выпускник должен иметь следующие знания, умения и навыки:

– знание основных опасностей и их характеристик;

– умение распознавать и оценивать опасности;

– навыки прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

– умение осуществлять защиту от опасностей;

– умение оказывать само- и взаимопомощь;

– умение организовывать и осуществлять ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учебное пособие подготовлено на основе лекций и практических занятий, проводимых при изучении дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях» на факультетах СПбГПУ.

В учебном пособии рассмотрены чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, основное внимание уделено последним. Для каждого вида чрезвычайных ситуаций приведены основные характеристики поражающих воздействий и действующие методики прогнозирования обстановки. На конкретных примерах показано их применение при оценке обстановки. Рассмотрены вопросы защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций.

Базовые дисциплины: математика, физика, химия, экология. Знания, полученные при изучении дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», должны использоваться при дипломном проектировании для обоснования инженерно-технических мероприятий повышения устойчивости объектов в чрезвычайных ситуациях.

Авторы выражают искреннюю признательность коллегам по кафедре «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета за полезные советы и помощь в подборе материала при подготовке учебного пособия.