3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации
Структура гражданской обороны и ее органов управления соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления и позволяет эффективно выполнять задачи как мирного, так и военного времени.
Функции по защите населения и территорий Российской Федерации выполняются РСЧС и гражданской обороной, причем, первая решает эти задачи в мирное время, а вторая – в военное. В мирное время силы и средства гражданской обороны привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий террористических актов.
Гражданская оборона в силу своей специфики является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому ГО предусматривает двухуровневую систему защиты – на федеральном уровне и на местном уровне.
Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с учетом административного, экономического и оборонного значения территорий и организаций – т. е. дифференцированно. С этой целью осуществляется категорирование территорий и организаций: территории относятся к особой, первой, второй или третьей группам по гражданской обороне в зависимости от численности проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения.
Чем выше значимость для страны территории или организации, тем больший объем защитных мероприятий по гражданской обороне должен на ней выполняться в целях гарантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.
Силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны входят:
– соединения и части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
– аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.
Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
– соединениями и частями войск ГО центрального подчинения – непосредственно;
– соединениями и частями войск ГО, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации – через региональные центры МЧС России.
На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений государственной противопожарной службы (ГПС). Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют прикрытие не отдельных объектов, а территорий.
В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля. Она представляет собой комплекс служб, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления осуществляющих наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться организации и учреждения соответствующего профиля: органы здравоохранения, охраны общественного порядка, предприятия коммунального хозяйства, противопожарные службы, организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением и др.
Также для решения задач в области ГО могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ.
Самая массовая часть сил гражданской обороны – нештатные аварийно-спасательные формирования, которые создаются на базе организаций. Они укомплектовываются специальной техникой, оборудованием и имуществом, в них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний. Эти формирования предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированными организациями, имеющими по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач гражданской обороны.
Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
Условия определения организаций, в которых должны создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, порядок их создания и деятельности устанавливается постановлениями правительства РФ.
Привлечение сил и средств ГО в мирное время для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов производится в соответствии с установленным порядком и планом гражданской обороны и защиты населения. При этом решение на привлечение сил и средств ГО для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера принимает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регионального характера – руководители субъектов РФ. Войска гражданской обороны могут привлекаться только с разрешения МЧС России или начальников региональных центров МЧС России.
Личный состав аварийно-спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны к проведению работ повышенного риска привлекается на добровольной основе.
Силы и средства гражданской обороны используются эшелонировано. Силы первого эшелона: соединения и части войск гражданской обороны, подразделения государственной противопожарной службы, территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на объектах. Силы второго эшелона: привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск, ведомственные аварийно-спасательные формирования.
Управление гражданской обороной. Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления гражданской обороной являются:
– на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
– на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны (региональные центры МЧС России);
– на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
– на местном (муниципальном) уровне – структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– в организациях и учреждениях – структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации – Правительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территориях субъектов РФ – главы органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях муниципальных образований – руководители органов местного самоуправления. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны.
Между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления установлено распределение полномочий в области гражданской обороны: первые, в основном, организуют мероприятия ГО, вторые – реализуют их выполнение.
- Оглавление
- 2.5.1. Общие положения 138
- 4. Устойчивость функционирования объектов экономики в
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- 1.1. Основные понятия и определения
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чркзвычайных ситуаций по масштабам распространения и тяжести последствий
- 1.3. Обстановка в российской федерации и северо-западном регионе
- 1.4. Чрезвычайные ситуации природного характера
- 1.4.1. Землетрясения
- Шкала msk-64 интенсивности землетрясений
- 1.4.2. Наводнения
- Размеры зон затопления в зависимости от уровня подъема воды для равнинных рек
- Параметры волны прорыва
- 1.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- 1.5.1. Пожары
- Характеристики пожарной опасности некоторых материалов
- Категории взрывопожароопасности помещений
- Предельные значения офп
- 1.5.2. Техногенные взрывы
- Характеристики конденсированных взрывчатых веществ
- Характеристики горючих газов и их смесей с воздухом
- Классификация окружающего пространства по видам в соответствии со степенью его загроможденности
- Классификация горючих веществ по степени чувствительности к детонации
- Экспертная таблица для определения режима взрывного превращения
- Теплота взрыва горючих пылей
- 1.5.3. Аварии на радиационно опасных объектах
- Стадии воздействия ии на живые организмы
- Последствия облучения людей
- Средние мощности поглощенной и эквивалентной дозы космического излучения
- Основные пределы доз
- Международная шкала событий на аэс
- Характеристики некоторых наиболее опасных нуклидов выброса
- 1.5.4. Аварии на химически опасных объектах
- Классификация объектов по химической опасности
- Физические и токсические характеристики ахов
- Классификация ахов по токсическому действию
- Классификация ахов по степени опасности
- Вопросы и задания
- 2. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Прогнозирование последствий пожаров
- Действие теплового излучения на человека
- Минимальные интенсивности теплового излучения и время, при котором происходит возгорание горючих материалов, кВт/м2
- Значения пробит-функции
- 2.3. Прогнозирование последствий техногенных взрывов
- 2.4. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на аэс
- 2.4.1. Общие положения
- Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде радиационной аварии
- Характеристики зон радиоактивного загрязнения местности при авариях на аэс
- 2.4.2. Последовательность прогнозирования радиационной обстановки
- 4. По табл. П. 5.13 находим коэффициент для расчета дозы облучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (начало облучения ч, продолжительность облучения ч):
- 2.5. Прогнозирование химической обстановки при авариях на химически опасных объектах
- 2.5.1. Общие положения
- 2.5.2. Последовательность прогнозирования химической обстановки
- Вопросы и задания
- 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 3.1. Нормативная правовая база обеспечения защиты населения
- 3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.1. Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.2. Организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.3. Система управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.4. Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Гражданская оборона
- 3.3.1. Задачи гражданской обороны
- 3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации
- 3.4. Мероприятия защиты в чрезвычайных ситуациях
- 3.4.1. Оповещение
- 3.4.2. Эвакуация
- 3.4.3. Радиационная и химическая защита
- Защитные свойства по ахов гражданских противогазов гп-5(гп-5м),
- Промышленные противогазы, применяемые для защиты персонала предприятий от ахов
- Вопросы и задания
- 4.2. Основы оценки устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.3. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.4. Методика выбора мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов
- 4.5. Организация работы по исследованию и повышению устойчивости функционирования объектов экономики
- Вопросы и задания
- 5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- 5.1. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.2. Организация всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.3. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах стихийных бедствий, радиоактивного и химического заражения
- 5.4. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложения
- Поражающее действие землетрясений
- Характеристика степеней разрушения зданий
- Значения избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны, приводящих к разрушениям зданий и сооружений, транспорта, оборудования
- Структура возможных поражений людей в зонах разрушений зданий и сооружений городской застройки
- Прогнозирование радиационной обстановки
- Категории устойчивости атмосферы
- Средняя скорость ветра () в слое от поверхности земли до высоты перемещения центра облака, м/с
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа рбмк-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа ввэр-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор рбмк-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор ввэр-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (сильно неустойчивая атмосфера – категория а)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (нейтральная атмосфера – категория д)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (очень устойчивая атмосфера – категория f)
- Время начала формирования следа загрязнения (начала загрязнения в данной точке) после аварии, час
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Средние значения кратности ослабления излучения от зараженной местности
- Степень вертикальной устойчивости воздуха
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (свободный разлив)
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (разлив в поддон)
- Угловые размеры зоны возможного заражения ахов в зависимости от скорости ветра
- Значения коэффициента для расчета площади химического заражения
- Значения коэффициента .
- Коэффициент защищенности производственного персонала (населения) от хлора (ахов) для различных условий
- Средние значения коэффициентов защищенности городского и сельского населения с учетом его пребывания в жилых и производственных зданиях, транспорте и открыто на местности
- Характеристика структуры пораженных, %
- Сигналы оповещения гражданской обороны