3.1. Нормативная правовая база обеспечения защиты населения
Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из основных задач государства. Для ее выполнения разрабатываются законодательные акты, принципы и способы защиты, а также мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению ущерба и потерь от них, ликвидации последствий ЧС.
Деятельность государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС регламентирована Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства России, нормативных актов соответствующих министерств и ведомств.
Конституция возлагает на государство главную роль в предупреждении и смягчении чрезвычайных ситуаций. В ней, в частности, говорится (п. 3 ст. 72), что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится “осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий”.
Основополагающим, базовым законом, который фактически положил начало формированию новой государственной системы защиты от ЧС, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(21 декабря 1994 г). В этом законе дается определение основных понятий, излагаются принципы защиты населения и территорий от ЧС, полномочия всех органов государственной власти в области защиты от ЧС, в том числе Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ и органов местного самоуправления. Согласно этому закону создается Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Закон также определяет права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, меры по социальной защите пострадавших, порядок подготовки населения в области защиты.
Права граждан РФ в области защиты от ЧС изложены в статье 18 Закона. В частности, граждане РФ имеют право:
– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
– использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с планами ликвидации ЧС;
– быть информированными о риске в определенных местах пребывания и мерах необходимой безопасности;
– обращаться в государственные органы по вопросам защиты от ЧС;
– участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
– на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
– на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
– на бесплатное государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение в случае увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения в ЧС;
– на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения в ЧС.
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС изложены в статье 19 Закона. В частности, граждане РФ обязаны:
– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
– соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
– изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в указанной области;
– выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
– при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка населения в области защиты от ЧС определяется статьей 20 Закона. В ней отражены следующие положения:
– порядок подготовки населения определяет Правительство РФ;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, образовательных учреждениях и по месту жительства;
– подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и по месту работы;
– для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС используются средства массовой информации.
В соответствии с этими требованиями в апреле-мае 1995 г. утверждена Государственным комитетом РФ по высшему образованию и согласована Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий программа дисциплины, обязательной для всех специальностей высшего профессионального образования – «Безопасность жизнедеятельности» и раздел ее – «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» («Защита в чрезвычайных ситуациях»).
Одним из основных нормативных актов, закрепляющих правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, является закон «О безопасности» (5 марта 1992 г.). Набор правовых норм, регулирующих отношения, связанные с защитой материальных и культурных ценностей, объектов хозяйственного и иного назначения содержится в федеральных законах «О страховании», «О пожарной безопасности». В законе «Об обороне» сформулированы принципиальные положения, касающиеся планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны. В законе «О государственном материальном резерве» изложены правовые основы создания и использования указанного резерва для обеспечения первоочередных работ при ликвидации ЧС.
Названные законы составляют основу нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области защиты населения и территорий от ЧС.
- Оглавление
- 2.5.1. Общие положения 138
- 4. Устойчивость функционирования объектов экономики в
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- 1.1. Основные понятия и определения
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чркзвычайных ситуаций по масштабам распространения и тяжести последствий
- 1.3. Обстановка в российской федерации и северо-западном регионе
- 1.4. Чрезвычайные ситуации природного характера
- 1.4.1. Землетрясения
- Шкала msk-64 интенсивности землетрясений
- 1.4.2. Наводнения
- Размеры зон затопления в зависимости от уровня подъема воды для равнинных рек
- Параметры волны прорыва
- 1.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- 1.5.1. Пожары
- Характеристики пожарной опасности некоторых материалов
- Категории взрывопожароопасности помещений
- Предельные значения офп
- 1.5.2. Техногенные взрывы
- Характеристики конденсированных взрывчатых веществ
- Характеристики горючих газов и их смесей с воздухом
- Классификация окружающего пространства по видам в соответствии со степенью его загроможденности
- Классификация горючих веществ по степени чувствительности к детонации
- Экспертная таблица для определения режима взрывного превращения
- Теплота взрыва горючих пылей
- 1.5.3. Аварии на радиационно опасных объектах
- Стадии воздействия ии на живые организмы
- Последствия облучения людей
- Средние мощности поглощенной и эквивалентной дозы космического излучения
- Основные пределы доз
- Международная шкала событий на аэс
- Характеристики некоторых наиболее опасных нуклидов выброса
- 1.5.4. Аварии на химически опасных объектах
- Классификация объектов по химической опасности
- Физические и токсические характеристики ахов
- Классификация ахов по токсическому действию
- Классификация ахов по степени опасности
- Вопросы и задания
- 2. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Прогнозирование последствий пожаров
- Действие теплового излучения на человека
- Минимальные интенсивности теплового излучения и время, при котором происходит возгорание горючих материалов, кВт/м2
- Значения пробит-функции
- 2.3. Прогнозирование последствий техногенных взрывов
- 2.4. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на аэс
- 2.4.1. Общие положения
- Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде радиационной аварии
- Характеристики зон радиоактивного загрязнения местности при авариях на аэс
- 2.4.2. Последовательность прогнозирования радиационной обстановки
- 4. По табл. П. 5.13 находим коэффициент для расчета дозы облучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (начало облучения ч, продолжительность облучения ч):
- 2.5. Прогнозирование химической обстановки при авариях на химически опасных объектах
- 2.5.1. Общие положения
- 2.5.2. Последовательность прогнозирования химической обстановки
- Вопросы и задания
- 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 3.1. Нормативная правовая база обеспечения защиты населения
- 3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.1. Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.2. Организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.3. Система управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.4. Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Гражданская оборона
- 3.3.1. Задачи гражданской обороны
- 3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации
- 3.4. Мероприятия защиты в чрезвычайных ситуациях
- 3.4.1. Оповещение
- 3.4.2. Эвакуация
- 3.4.3. Радиационная и химическая защита
- Защитные свойства по ахов гражданских противогазов гп-5(гп-5м),
- Промышленные противогазы, применяемые для защиты персонала предприятий от ахов
- Вопросы и задания
- 4.2. Основы оценки устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.3. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.4. Методика выбора мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов
- 4.5. Организация работы по исследованию и повышению устойчивости функционирования объектов экономики
- Вопросы и задания
- 5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- 5.1. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.2. Организация всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.3. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах стихийных бедствий, радиоактивного и химического заражения
- 5.4. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложения
- Поражающее действие землетрясений
- Характеристика степеней разрушения зданий
- Значения избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны, приводящих к разрушениям зданий и сооружений, транспорта, оборудования
- Структура возможных поражений людей в зонах разрушений зданий и сооружений городской застройки
- Прогнозирование радиационной обстановки
- Категории устойчивости атмосферы
- Средняя скорость ветра () в слое от поверхности земли до высоты перемещения центра облака, м/с
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа рбмк-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа ввэр-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор рбмк-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор ввэр-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (сильно неустойчивая атмосфера – категория а)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (нейтральная атмосфера – категория д)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (очень устойчивая атмосфера – категория f)
- Время начала формирования следа загрязнения (начала загрязнения в данной точке) после аварии, час
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Средние значения кратности ослабления излучения от зараженной местности
- Степень вертикальной устойчивости воздуха
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (свободный разлив)
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (разлив в поддон)
- Угловые размеры зоны возможного заражения ахов в зависимости от скорости ветра
- Значения коэффициента для расчета площади химического заражения
- Значения коэффициента .
- Коэффициент защищенности производственного персонала (населения) от хлора (ахов) для различных условий
- Средние значения коэффициентов защищенности городского и сельского населения с учетом его пребывания в жилых и производственных зданиях, транспорте и открыто на местности
- Характеристика структуры пораженных, %
- Сигналы оповещения гражданской обороны