5.1. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Статья 7 этого закона определяет, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятый 22 августа 1995 г., определяет составные части этих работ раздельно: аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Основные виды других неотложных работ:
– прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
– ликвидация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
– укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
– ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ, а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;
– обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов.
В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, для значительной части работ это различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепилось общее понятие АСДНР.
Условиями успешного проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ являются:
– заблаговременная и целеустремленная подготовка органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций (РСЧС) к действиям при угрозе и возникновении ЧС;
– экстренное реагирование РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организация эффективной разведки, приведение в готовность органов управления, сил и средств, своевременное выдвижение их в зону ЧС, развертывание системы управления, необходимых сил и средств;
– принятие обоснованного решения на ликвидацию ЧС и последовательное претворение его в жизнь;
– непрерывное, твердое и устойчивое управление работами (их планирование, координация, контроль) и тесное взаимодействие участников в ходе работ;
– непрерывное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
– неуклонное выполнение участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременная смена формирований в целях восстановления их работоспособности;
– организация бесперебойного и всестороннего материально - технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказание им психологической помощи.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций является одной из задач единой государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Заблаговременная подготовка к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится органами исполнительной власти всех уровней в соответствии с их полномочиями на основе соответствующих программ и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для определенной территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.
В целях согласования планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Методическое руководство планированием осуществляется вышестоящими органами управления РСЧС. Разработанные проекты планов рассматриваются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Ликвидация чрезвычайной ситуации организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации ЧС и решением комиссии по чрезвычайным ситуациям, выполнение которых является обязательным для всех граждан и организаций, находящихся в зоне возникшей ЧС. Комиссия по чрезвычайным ситуациям и ее штаб осуществляют непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Исходными данными для принятия решения о ликвидации чрезвычайной ситуации являются:
– задача, поставленная вышестоящим органом управления;
– данные разведки об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
– выводы из оценки обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
– оценка возможностей имеющихся и прибывающих для оказания помощи сил и средств;
– выводы из оценки местности, метеорологических условий, их возможного влияния на ход работ.
АСДНР организуются и ведутся на основе единого замысла – решения, при этом строго соблюдается принцип централизации управления.
Для проведения АСДНР в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации могут привлекаться:
– федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные отряды и службы МЧС России;
– соединения, части, подразделения и формирования гражданской обороны;
– военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций Российской Федерации;
– штатные и нештатные аварийно-спасательные службы субъектов РФ и органов местного самоуправления;
– учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
– противопожарные части и подразделения МВД России, других министерств и ведомств;
– специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-поисково-спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;
– подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.
Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации ЧС проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Развертывание органов управления и наращивание группировки сил для организации и ведения АСДНР осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения в зону чрезвычайной ситуации. Группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона, третьего эшелона (при необходимости) и резерва.
В первую очередь (первый эшелон) в зону чрезвычайной ситуации вводятся подразделения разведки, формирования постоянной готовности (территориальные поисково-спасательные отряды, дежурные подразделения воинских частей ГО, ведомственные формирования постоянной готовности) и оперативные группы органов управления РСЧС. Ими организуется разведка зоны ЧС, пострадавших объектов и населенных пунктов, проводятся первоочередные мероприятия по защите населения.
Во втором эшелоне вводятся соединения и воинские части гражданской обороны, территориальные и ведомственные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, с помощью которых организуется проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. В дальнейшем (третий эшелон) осуществляется наращивание сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки работ.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2-3 смены. Смена формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению, прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения. Решение о завершении АСДНР и переходе РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, которые осуществляли руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
- Оглавление
- 2.5.1. Общие положения 138
- 4. Устойчивость функционирования объектов экономики в
- Введение
- 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- 1.1. Основные понятия и определения
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чркзвычайных ситуаций по масштабам распространения и тяжести последствий
- 1.3. Обстановка в российской федерации и северо-западном регионе
- 1.4. Чрезвычайные ситуации природного характера
- 1.4.1. Землетрясения
- Шкала msk-64 интенсивности землетрясений
- 1.4.2. Наводнения
- Размеры зон затопления в зависимости от уровня подъема воды для равнинных рек
- Параметры волны прорыва
- 1.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
- 1.5.1. Пожары
- Характеристики пожарной опасности некоторых материалов
- Категории взрывопожароопасности помещений
- Предельные значения офп
- 1.5.2. Техногенные взрывы
- Характеристики конденсированных взрывчатых веществ
- Характеристики горючих газов и их смесей с воздухом
- Классификация окружающего пространства по видам в соответствии со степенью его загроможденности
- Классификация горючих веществ по степени чувствительности к детонации
- Экспертная таблица для определения режима взрывного превращения
- Теплота взрыва горючих пылей
- 1.5.3. Аварии на радиационно опасных объектах
- Стадии воздействия ии на живые организмы
- Последствия облучения людей
- Средние мощности поглощенной и эквивалентной дозы космического излучения
- Основные пределы доз
- Международная шкала событий на аэс
- Характеристики некоторых наиболее опасных нуклидов выброса
- 1.5.4. Аварии на химически опасных объектах
- Классификация объектов по химической опасности
- Физические и токсические характеристики ахов
- Классификация ахов по токсическому действию
- Классификация ахов по степени опасности
- Вопросы и задания
- 2. Прогнозирование обстановки при чрезвычайных ситуациях
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Прогнозирование последствий пожаров
- Действие теплового излучения на человека
- Минимальные интенсивности теплового излучения и время, при котором происходит возгорание горючих материалов, кВт/м2
- Значения пробит-функции
- 2.3. Прогнозирование последствий техногенных взрывов
- 2.4. Прогнозирование радиационной обстановки при авариях на аэс
- 2.4.1. Общие положения
- Критерии для принятия неотложных решений в начальном периоде радиационной аварии
- Характеристики зон радиоактивного загрязнения местности при авариях на аэс
- 2.4.2. Последовательность прогнозирования радиационной обстановки
- 4. По табл. П. 5.13 находим коэффициент для расчета дозы облучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (начало облучения ч, продолжительность облучения ч):
- 2.5. Прогнозирование химической обстановки при авариях на химически опасных объектах
- 2.5.1. Общие положения
- 2.5.2. Последовательность прогнозирования химической обстановки
- Вопросы и задания
- 3. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
- 3.1. Нормативная правовая база обеспечения защиты населения
- 3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.1. Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.2. Организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.3. Система управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.2.4. Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.3. Гражданская оборона
- 3.3.1. Задачи гражданской обороны
- 3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации
- 3.4. Мероприятия защиты в чрезвычайных ситуациях
- 3.4.1. Оповещение
- 3.4.2. Эвакуация
- 3.4.3. Радиационная и химическая защита
- Защитные свойства по ахов гражданских противогазов гп-5(гп-5м),
- Промышленные противогазы, применяемые для защиты персонала предприятий от ахов
- Вопросы и задания
- 4.2. Основы оценки устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.3. Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
- 4.4. Методика выбора мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов
- 4.5. Организация работы по исследованию и повышению устойчивости функционирования объектов экономики
- Вопросы и задания
- 5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- 5.1. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.2. Организация всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.3. Особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах стихийных бедствий, радиоактивного и химического заражения
- 5.4. Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Приложения
- Поражающее действие землетрясений
- Характеристика степеней разрушения зданий
- Значения избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны, приводящих к разрушениям зданий и сооружений, транспорта, оборудования
- Структура возможных поражений людей в зонах разрушений зданий и сооружений городской застройки
- Прогнозирование радиационной обстановки
- Категории устойчивости атмосферы
- Средняя скорость ветра () в слое от поверхности земли до высоты перемещения центра облака, м/с
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа рбмк-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Размеры возможных зон радиоактивного загрязнения местности на следе облака при аварии на аэс с реактором типа ввэр-1000 (длина зоны или начало зоны/конец зоны и ширина зоны, км)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор рбмк-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Мощность дозы излучения на оси следа, рад/час (реактор ввэр-1000, выход радиоактивных продуктов 10%, время – 1 час после остановки реактора)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (сильно неустойчивая атмосфера – категория а)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (нейтральная атмосфера – категория д)
- Коэффициент для определения мощности дозы излучения в стороне от оси следа (очень устойчивая атмосфера – категория f)
- Время начала формирования следа загрязнения (начала загрязнения в данной точке) после аварии, час
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для пересчета мощности дозы на различное время после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, - время, на которое измерена мощность дозы)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа рбмк, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Коэффициент для определения дозы излучения по значению мощности дозы на 1 час после аварии (реактор типа ввэр, кампания 3 года, – время начала облучения)
- Средние значения кратности ослабления излучения от зараженной местности
- Степень вертикальной устойчивости воздуха
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (свободный разлив)
- Глубина и площадь заражения при аварийном выбросе (выливе) хлора (разлив в поддон)
- Угловые размеры зоны возможного заражения ахов в зависимости от скорости ветра
- Значения коэффициента для расчета площади химического заражения
- Значения коэффициента .
- Коэффициент защищенности производственного персонала (населения) от хлора (ахов) для различных условий
- Средние значения коэффициентов защищенности городского и сельского населения с учетом его пребывания в жилых и производственных зданиях, транспорте и открыто на местности
- Характеристика структуры пораженных, %
- Сигналы оповещения гражданской обороны