logo search
Учебное пособие Защита в ЧС

3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации

Структура гражданской обороны и ее органов управления соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления и позволяет эффективно выполнять задачи как мирного, так и военного времени.

Функции по защите населения и территорий Российской Федерации выполняются РСЧС и гражданской обороной, причем, первая решает эти задачи в мирное время, а вторая – в военное. В мирное время силы и средства гражданской обороны привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий террористических актов.

Гражданская оборона в силу своей специфики является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому ГО предусматривает двухуровневую систему защиты – на федеральном уровне и на местном уровне.

Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с учетом административного, экономического и оборонного значения территорий и организаций – т. е. дифференцированно. С этой целью осуществляется категорирование территорий и организаций: территории относятся к особой, первой, второй или третьей группам по гражданской обороне в зависимости от численности проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения.

Чем выше значимость для страны территории или организации, тем больший объем защитных мероприятий по гражданской обороне должен на ней выполняться в целях гарантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

Силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны входят:

– соединения и части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;

– аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.

Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

– соединениями и частями войск ГО центрального подчинения – непосредственно;

– соединениями и частями войск ГО, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации – через региональные центры МЧС России.

На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений государственной противопожарной службы (ГПС). Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют прикрытие не отдельных объектов, а территорий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля. Она представляет собой комплекс служб, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления осуществляющих наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться организации и учреждения соответствующего профиля: органы здравоохранения, охраны общественного порядка, предприятия коммунального хозяйства, противопожарные службы, организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением и др.

Также для решения задач в области ГО могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ.

Самая массовая часть сил гражданской обороны – нештатные аварийно-спасательные формирования, которые создаются на базе организаций. Они укомплектовываются специальной техникой, оборудованием и имуществом, в них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний. Эти формирования предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированными организациями, имеющими по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач гражданской обороны.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Условия определения организаций, в которых должны создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, порядок их создания и деятельности устанавливается постановлениями правительства РФ.

Привлечение сил и средств ГО в мирное время для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов производится в соответствии с установленным порядком и планом гражданской обороны и защиты населения. При этом решение на привлечение сил и средств ГО для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера принимает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регионального характера – руководители субъектов РФ. Войска гражданской обороны могут привлекаться только с разрешения МЧС России или начальников региональных центров МЧС России.

Личный состав аварийно-спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны к проведению работ повышенного риска привлекается на добровольной основе.

Силы и средства гражданской обороны используются эшелонировано. Силы первого эшелона: соединения и части войск гражданской обороны, подразделения государственной противопожарной службы, территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на объектах. Силы второго эшелона: привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск, ведомственные аварийно-спасательные формирования.

Управление гражданской обороной. Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления гражданской обороной являются:

– на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

– на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны (региональные центры МЧС России);

– на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;

– на местном (муниципальном) уровне – структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– в организациях и учреждениях – структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации – Правительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территориях субъектов РФ – главы органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях муниципальных образований – руководители органов местного самоуправления. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны.

Между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления установлено распределение полномочий в области гражданской обороны: первые, в основном, организуют мероприятия ГО, вторые – реализуют их выполнение.