logo search
Безоп-ть жизне-ти

Порядок выполнения задания

  1. Выполнить замеры мебели рабочего места условного рабочего места:

1.1 Определите высоту стула. Высота стула (а) должна быть равна длине голени со стопой в обуви, до подколенной ямки в положении сидя. При большей высоте стула ноги учащегося не достают до пола, уменьшается площадь опоры, увеличивается мышечная нагрузка. При меньшей высоте стула колени будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи, с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра.

1.2 Замерьте глубину сидения. Глубина сиденья (б) должна составлять 2/3–3/4 длины бедра, а его профиль соответствовать форме бедра и ягодиц. В школьной мебели должно быть обязательно выражено правильное соотношение основных элементов крышки стола и стула со спинкой. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки и дистанции сиденья.

1.3 Измерьте дистанцию спинки. Дистанция спинки (в) - расстояние по горизонтали от переднего края крышки стола до спинки стула. Она не должна превышать переднезаднего размера грудной клетки более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся или работник лишены возможности опираться.

1.4 Измерьте ширину рабочего места. Ширина рабочего места (г)-расстояние по горизонтали, ширина крышки стола.

1.5 Определите дифференцию. Дифференция (д) - расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула, равное разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего плюс 5–6 см, что обеспечивает благоприятное соотношение угла наклона корпуса и устойчивую позу. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также сокращает или увеличивает расстояние от глаз до книги или тетради. Соответствующая дифференция благоприятствует работе, сберегает здоровье и отвечает всем гигиеническим требованием. Однако при этом могут возникнуть нарушения в состоянии здоровья, ухудшается зрение, портится осанка. Если учащиеся не держат оба локтя во время письма или чтения на крышке стола и если у него один из локтей, (чаще левый) свисает, тогда вырабатывается сколиоз, влекущий за собой нарушение функций всего организма.

1.6 Замерьте дистанцию спинки. Дистанция спинки (в) - расстояние по горизонтали от переднего края крышки стола до спинки стула. Она не должна превышать переднезаднего размера грудной клетки более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся или работник лишены возможности опираться.

2. Выполните замеры антропометрических показателей условного работника:

2.1. Измерьте длину голени со стопой в обуви, до подколенной ямки в положении сидя;

2.2. Измерьте длину бедра от колена до головки бедренной кости;

2.3. Измерьте поперечный диаметр грудной клетки;

2.4. Измерьте длину предплечья и кисти, кисть должна быть выпрямлена;

2.5. Измерьте расстояние от сиденья до локтя свободно опущенной руки сидящего.

Таблица 2.3