logo
Безоп-ть жизне-ти

2. Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится на сосредоточенное наблюде­ние, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Когда большая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом тех­нологического процесса, и состояние наблюдаемого объекта все время изменяется. Это отмечается у операторских профессий: телефонисты, телегра­фисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75 % смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % у медицинских сестер, масте­ров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников и др. (1 класс – до 25 % от общего времени смены).

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы». Сигналы могут подаваться со специальных уст­ройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, символы, текст и т.д.) и при речевом сообщении (по теле­фону, при непосредственном контакте работников).

Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с эки­пажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производст­венная деятельность водителя во время управления транспортными средствами в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). 2 класс – у медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного). 1 класс – лаборанты, руководители, мас­тера, научные работники, конструкторы.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения». Необходимым условием является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновре­менного наблюдения до действий: если это время существенно мало и действия необ­ходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необхо­димых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет ошибка), то работу необходимо характеризовать числом про­изводственных объектов одновременного наблюдения (пилоты, водители, машинисты транспортных средств, операторы, управляющие роботами и др.).

Для операторского вида деятельности объектами одновременного на­блюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиа­диспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфи­стов – 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов (1 класс).

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор.

Необ­ходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, не­обходимую для выполнения данной работы. Так, у контролеров это минимальный раз­мер дефекта, который необходимо выявить, у операторов ПЭВМ – размер буквы или цифры, у оператора – размер шкалы прибора, и т. д.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительно­сти сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». Время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты от общей продолжительности рабочего дня. К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для уве­личения размеров рассматриваемого объекта – лупы, микроскопы, дефектоскопы, бинокли.

2.6. «Наблюдение за экраном видеодисплейного терминала (ВДТ) (ч в смену)». Согласно этому по­казателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании тек­ста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Критерий «наблюдение за экранами видеотерминалов» следует применять на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации, как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах.

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи пре­вышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90—70 % или на расстоянии до 3,5 м и т. п. Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых исполнитель в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информа­цию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы (труд теле­фониста производственной связи, звукооператора ТВ, радио, музыкальных студий).

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговари­ваемых в неделю)». Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, ак­теры, дикторы, экскурсоводы и т. д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характе­рен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т. д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе лаборантов, конструкторов, водителей автотранспорта (1 класс).