Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде
№ | Наименование вещества | Величина норматива (ПДК, мг/л) | Лимитирующий показатель вредности | Класс опасности |
1 | Алюминий (Al3+) | 0,5 | с.-т. | 2 |
2 | Аммиак (по азоту) | 2,0 | с.-т. | 3 |
3 | Барий (Ba2+) | 0,1 | с.-т. | 2 |
4 | Бензол | 0,01 | с.-т. | 2 |
5 | Бериллий (Be2+) | 0,0002 | с.-т. | 1 |
Продолжение таблицы 12.1
6 | Бор (B, суммарно) | 0,5 | с.-т. | 2 |
7 | Бромид – ион | 0,2 | с.-т. | 2 |
8 | Ванадий | 0,1 | с.-т. | 3 |
9 | Висмут | 0,1 | с.-т. | 2 |
10 | Вольфрам | 0,05 | с.-т. | 2 |
11 | Глицерин | 0,06 | орг. пена | 4 |
12 | Железо (Fe суммарно) | 0,3 (1,0)* | орг.зап. | 3 |
13 | Кадмий (Cd, суммарно) | 0,001 | с.-т. | 2 |
14 | Кобальт | 0,1 | с.-т. | 2 |
15 | Кремний | 10,0 | с.-т. | 2 |
16 | Литий | 0,03 | с.-т. | 2 |
17 | Марганец (Mn, суммарно) | 0,1 (0,5)* | орг. | 3 |
18 | Медь (Cu, суммарно) | 1,0 | орг. | 3 |
19 | Молибден (Мо, суммарно) | 0,25 | с.-т. | 2 |
20 | Мышьяк (As, суммарно) | 0,05 | с.-т. | 2 |
22 | Нафталин | 0,01 | орг. зап. | 4 |
23 | Никель (Ni, суммарно) | 0,1 | c.-т. | 3 |
24 | Нитраты (NO3-) | 45 | c.-т. | 3 |
25 | Нитрит – ион | 3,0 | орг. | 2 |
26 | Нитробензол | 0,2 | с.-т. | 3 |
27 | Перекись водорода | 0,1 | с.-т. | 2 |
28 | Пропилен | 0,5 | орг. зап. | 3 |
29 | Ртуть (Нg, суммарно) | 0,0005 | с.-т. | 1 |
30 | Свинец (Pb, суммарно) | 0,3 | с.-т. | 2 |
31 | Селен (Se, суммарно) | 0,1 | с.-т. | 2 |
32 | Серебро | 0,05 | с.-т. | 2 |
33 | Сероводород | 0,003 | орг. зап. | 4 |
36 | Спирт метиловый | 3,0 | с.-т. | 2 |
37 | Стирол | 0,1 | орг. зап. | 3 |
39 | Сульфаты (SO42-) | 500 | орг. | 4 |
40 | Сурьма | 0,05 | с.-т. | 2 |
41 | Таллий | 0,0001 | с.-т. | 2 |
42 | Теллур | 0,01 | с.-т. | 2 |
43 | Тиомочевина | 0,03 | с.-т. | 2 |
44 | Толуол | 0,5 | орг. зап. | 4 |
45 | Фенол | 0,001 | орг. зап. | 4 |
46 | Фосфор элементарный | 0,0001 | с.-т. | 1 |
47 | Формальдегид (при озонировании воды) | 0,05 | с.-т. | 2 |
Продолжение таблицы 12.1
48 | Хлор остаточный свободный | В пределах 0,3-0,5 | орг. | 3 |
49 | Хлориды (Cl -) | 350 | орг. | 4 |
50 | Хлороформ (при хлорировании воды) | 0,2 | с.-т. | 2 |
51 | Хром (Cr3+) | 0,5 | с.-т. | 3 |
52 | Хром (Cr6+) | 0,05 | с.-т. | 3 |
53 | Цианиды (CN -) | 0,035 | с.-т. | 2 |
54 | Цинк (Zn2+) | 5,0 | орг. | 3 |
Примечания: *Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки. |
Вредные и ядовитые вещества, в зависимости от их состава и характера действия, нормируются по лимитирующему показателю вредности (ЛПВ), под которым понимают наибольшее отрицательное влияние, оказываемое данными веществами.
При оценке качества питьевой воды используют следующие виды ЛПВ:
- «с.-т.» - санитарно-токсикологический;
- «орг.» - органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. - изменяет запах воды; окр. - придает воде окраску; пен. - вызывает образование пены; пл. - образует пленку на поверхности воды; привк. - придает воде привкус; оп.- вызывает опалесценцию).
В соответствии с действующей классификацией химические вещества, присутствующие в воде по степени опасности подразделяются на четыре класса:
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высокоопасные;
3 класс - опасные;
4 класс - умеренно опасные.
В основу данной классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду, в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.
При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:
(1)
С1, С2, Сn – фактическая концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности.
Наряду с химическими показателями качества воды определяют ее органолептические характеристики. Органолептическими свойствами воды называются те параметры воды, которые воспринимаются органами чувств человека и оцениваются по интенсивности их восприятия. К ним относятся вкус и привкус, запах, окраска, мутность и др. Несоответствие этих параметров воды оптимальным, как правило, является основанием для более тщательного химического анализа.
Окрашенная, мутная, с осадком или имеющая неприятный вкус и запах, вода неполноценна по своему качеству, т.к. человек не может употреблять ее для питья, приготовления пищи или для других бытовых нужд. Плохое качество питьевой воды по органолептическим показателям сказывается на многих физиологических функциях организма человека, в частности – при употреблении мутной воды с неприятным вкусом или запахом снижается секреторная деятельность желудка.
Рассмотрим подробнее основные органолептические свойства воды: прозрачность, мутность, цветность, запах, вкус и привкус [1].
1) Цветность.
Цветность воды обычно обусловлена присутствием окрашенного органического вещества (главным образом гуминовых и фульвовых кислот, связанных с гумусом почвы). На цветность воды сильно влияет присутствие железа и других металлов в виде естественных примесей или в качестве продуктов коррозии. Она бывает также обусловлена загрязнением водоисточника промышленными стоками и может служить первым признаком возникновения опасной ситуации.
Цветностью называется условно принятая количественная характеристика для описания цвета природной и питьевой воды, имеющей незначительную естественную окраску. Цветность является косвенным показателем количества содержащихся в воде растворенных органических веществ.
Методы определения цветности воды:
- метод визуального определения цветности. Метод применяют только при необходимости ориентировочной оценки цветности;
- метод фотометрического определения цветности с применением хром-кобальтовой или платино-кобальтовой шкалы.
Цветность воды определяется сравнением с растворами специально приготовленной шкалы цветности и выражается в градусах цветности этой шкалы [2].
Цветность питьевой воды не должна превышать 20 градусов по платиново-кобальтовой шкале (максимальное количество баллов по данной шкале – 70) [1, 3].
Высокая цветность воды свидетельствует о ее неблагополучном состоянии. При этом обязательно необходимо точно установить причину высокой цветности воды, поскольку методы ее очистки от органических соединений и, например, соединений железа, различаются. Поэтому при интенсивной окраске питьевой воды необходим ее химический анализ.
2) Запах воды.
Наличие запаха у питьевой или природной воды может быть связано либо с наличием в ней разлагающихся органических веществ, либо с присутствием химических загрязнителей. Например, сероводородный запах (запах «тухлых яиц») свидетельствует о неблагоприятном микробиологическом состоянии воды. Фенольный или смоляной запах могут свидетельствовать о загрязнении промышленными стоками. Хлорный запах говорит об избыточной концентрации (более 0,6 мг/л) активного хлора, используемого для обеззараживания питьевой воды и воды бассейнов [4].
В химической лаборатории запах воды определяют как при комнатной температуре (20°С), так и при нагревании до 60°С. Характер запаха выражается описательно: без запаха, сероводородный, болотный, гнилостный, плесневый и т. п.
Интенсивность запаха оценивают по пятибалльной шкале (табл.12.2) [1].
Таблица 12.2
- Содержание
- Предисловие
- Практическая работа № 1 «оценка напряженности трудового процесса»
- 1. Нагрузки интеллектуального характера
- 2. Сенсорные нагрузки
- 3. Эмоциональные нагрузки
- 4. Монотонность нагрузок
- 5. Режим работы
- Общая оценка напряженности трудового процесса
- Задание
- Порядок выполнения задания
- (Пример) Протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 2 оценка соответствия условного рабочего места санитарно-гигиеническим нормативам
- Припуск на одежду и обувь
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Результаты практической работы
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 3
- Гигиенические аспекты работы на
- Персональных компьютерах
- Основные факторы, отрицательно влияющие на организм при работе на компьютере
- Гигиенические требования к пэвм и организации работы
- Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием пэвм
- Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Допустимые параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого пэвм
- Допустимые уровни эмп, создаваемых пэвм
- Требования к организации рабочих мест пользователей пэвм
- Высота одноместного стола для занятий с пэвм
- Размеры стула для занятий с пэвм детей дошкольного возраста
- Основные размеры стула для учащихся и студентов
- Требования к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для взрослых пользователей
- Требования к организации медицинского обслуживания взрослых пользователей пэвм
- Требования к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся любых образовательных учреждений
- Рекомендуемое оптимальное время учебных занятий и перерывов при работе с пэвм
- Требования к оборудованию и организация занятий на базе пэвм для детей дошкольного возраста
- Предлагаемый вариант упражнений для глаз
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Фактические условия работы на пэвм для 6-10 вариантов
- Образец оформления результатов оценки гигиенического состояния условий работы на компьютере
- Вопросы для контроля
- Задержка пылевых частиц каолина в зависимости от их размеров, % от общего числа пыли, задержанной в организме
- Предельно допустимые концентрации апфд
- Гигиеническая оценка условий труда при воздействии пфд
- Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны апфд
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Условия задачи по вариантам
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 5 рассчет осветительной установки в производственном помещении
- Искусственное освещение
- Световая отдача источников света (сНиП 23-05-95)
- Искусственные источники света
- Выбор светильника
- Класс светильника в зависимости от светораспределения
- Нормирование параметров производственного освещения
- Ряды освещенности для различных типов поверхностей, заданий и видов деятельности
- Удельная установленная мощность осветительной установки
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Оптимальное расположение светильников
- Коэффициент использования светового потока - η
- Характеристики люминесцентных ламп
- Характеристики светодиодных светильников
- Варианты заданий
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №6 расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции
- Классификация систем вентиляции
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №7 определение уровня шума в жилой застройке
- Нормирование шума
- Предельно допустимые уровни звукового давления
- Профилактические мероприятия по защите от шума
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Зависимость снижения уровня звука от звукового луча
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №8 оценка уровней вибрации в жилых помещениях
- Допустимые значения вибрации в жилых помещениях, палатах больниц и санаториев
- Величины октавных поправок
- Сложение уровней вибрации
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Варианты заданий
- Оценка соответствия измеренных уровней вибрации нормативным значениям
- Результаты расчета корректированного уровня вибрации
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 9 расчет средств защиты от электромагнитных излучений
- Источники электромагнитных полей
- Электромагнитные излучения промышленной частоты
- Нормирование электромагнитных полей
- Максимальные значения епд, нпд, энепд и эннпд
- Предельно допустимые уровни эмп диапазона частот 30 кГц-300 гГц на рабочих местах персонала
- Предельно допустимые уровни эмп диапазона частот 30 кГц-300 гГц в жилых и общественных помещениях и зонах отдыха
- Нормы облучения увч и свч
- Предельно допустимое время c напряжением 400 кВ и выше
- Основные меры защиты от воздействия электромагнитных излучений
- Ослабление мощности свч с помощью ткани хлопчатобумажной с микропроводом сту-36-12-199-63
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №10 расчет контурного защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 в
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Коэффициенты экранирования заземлителей ηтр
- Коэффициенты экранирования соединительной полосы ηп
- Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе населенных мест
- Значения константы
- Критерии оценки состояния загрязнения атмосферы по киза
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Результаты оценки безопасности атмосферного воздуха
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №12 оценка качества питьевой воды
- Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде
- Оценка интенсивности запаха воды
- Нормативы определения органолептических свойств питьевой воды
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Фактические концентрации загрязняющих веществ
- Фактические значения органолептических показателей
- Результаты оценки качества питьевой воды по химическим и органолептическим показателям
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №13 определение количества первичных средств пожаротушения
- 1. Горючее вещество (топливо)
- 2. Окислитель
- 3. Температура возгорания (тепло)
- Кривая интенсивности горения
- Разновидности огнетушителей
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Классификация пожаров по гост 27331-87
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Безопасность жизнедеятельности Учебное пособие
- 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,