logo search
Пособие по БЖД

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под ликвидацией чрезвычайных ситуаций?

  2. В чем заключаются аварийно-спасательные мероприятия?

  3. Как осуществляется организация аварийно-спасательных работ?

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Тема 1. Правовые, нормативно-технические

и организационные основы обеспечения безопасности

жизнедеятельности

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и входящими в нее государственными образованиями, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. К ним относятся: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны РФ, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), Министерство имущественных отношений РФ.

Правовая основа по охране окружающей среды и обеспечению необходимых условий жизнедеятельности в РФ заключена в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее нормативные акты по безопасности и безвредности для человека факторов окружающей среды, ликвидации загрязнения окружающей среды вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, надзору за проведением мероприятий по предупреждению, снижению и устранению шума, электромагнитных и ионизирующих излучений.

Важнейшими законодательными актами по обеспечению экологической безопасности являются: закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1992), федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Водный кодекс РФ (1995), Лесной кодекс РФ (1997), Земельный кодекс РСФСР (1993), закон РФ «О недрах» (1992, 1995), федеральный закон «Об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (1997), федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995). В этих актах законодательно закреплены охрана, рациональное использование, восстановление природных ресурсов.

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы, строительные нормы и правила, систему стандартов «Охрана природы» и др.

Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, а также предельно допустимые уровни (ПДУ) физических воздействий на окружающую среду. Строительные нормы и правила предусматривают нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Система стандартов «Охрана природы» имеет шифр 17 в Государственной системе стандартов (ГСС). Она представляет совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Система состоит из 10 комплексов стандартов. Каждый комплекс имеет свой код со следующими цифровыми значениями: 0 – организационно-методические стандарты; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера, 3 – биологические ресурсы;

4 – почвы; 5 – земли; 6 – флора; 7 – фауна; 8 – ландшафты; 9 – недра.

Управление охраной окружающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов, которое ведает вопросами рационального природопользования, использования водных, минеральных ресурсов, внедрения безопасных производственных технологий; отвечает за разработку документации по государственному экологическому контролю, обеспечение экологической информацией населения. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. В процессе мониторинга выявляют степень загрязнения природных ресурсов вредными веществами, физическими воздействиями и влияние этого процесса на человека, животных и растительный мир, а также определяют изменение в экологических системах, природных комплексах и их продуктивность.

Министерство здравоохранения изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы санэпиднадзора.

Общее наблюдение за состоянием окружающей среды производят территориальные органы Росгидромета, которые включают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок. Локальный мониторинг окружающей среды реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и предприятиях.

В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственных условиях в России действует Кодекс законов о труде (КЗОТ) и принят федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1993, 1999), который устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для реализации этих законов приняты постановления Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «О службе охраны труда», «О Федеральной инспекции труда» и др.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативно-техническая документация включает: систему стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правила по охране труда (ПОТ), инструкции по охране труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) имеет шифр 12 в ГСС. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. ССБТ имеет шифры подсистемы от 0 до 5. Подсистема с шифром 0 устанавливает цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов и др. Стандарты подсистемы 1 включают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Она содержит также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности. Стандарты подсистемы 2 содержат требования безопасности к производственным процессам и отдельным группам технологических процессов. Стандарты подсистемы 4 – требования безопасности к средствам защиты работающих. Стандарты подсистемы 5 – требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организация контроля условий труда, обучение работающих безопасности труда, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» Министерством труда и социального развития РФ и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной, выполнением законодательства по охране труда, а также по предупредительному надзору за строительством новых промышленных объектов.

В ведомствах, ассоциациях, концернах в обязательном порядке организуются отделы охраны труда для проведения ведомственного управления и контроля.

В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

Важнейшая функция системы управления охраной труда – контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого служат основой для принятия управленческих решений.

Основные виды контроля охраны труда – оперативный контроль руководителем работ и других должностных лиц; контроль соответствия требованиям безопасности труда при аттестации рабочих мест по условиям труда; контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия; ведомственный контроль вышестоящих организаций; контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Главным органом государственного надзора по охране труда является Федеральная инспекция труда или Рострудинспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, которая контролирует выполнение законодательства, всех правил и норм по охране труда.

Всероссийская государственная экспертиза условий труда осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организации.

Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики РФ осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций; электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций; рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо oт формы собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор при Министерстве здравоохранения РФ контролирует выполнение предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) контролирует источники ионизирующих излучений.

Министерство социальной защиты – деятельность реабилитационных центров, учреждений для медико-санитарной профреабилитации инвалидов труда, а также органов врачебно-трудовой экспертизы.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), который определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законе «О пожарной безопасности» определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. 3акон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Закон «О радиационной безопасности населения» (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

В законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995) даются общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, формирований на территории РФ; устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также членов их семей.

Закон «О гражданской обороне» (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от ЧС выделяется постановление Правительства РФ « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В Москве принят закон города Москвы «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановления, среди которых важнейшими являются: «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды», «О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы», «О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга», «О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы».

Нормативно-техническая документация в области безопасности в чрезвычайных ситуациях включает систему стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и имеет шифр 22 в ГСС, которая представляет систему взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности объектов народного хозяйства, населения, продовольствия, воды, животных и растений, а также организацию мониторинга, ликвидацию последствий ЧС. Система стандартов имеет номера групп от 0 до 9. Стандарты группы 0 устанавливают: основные положения, термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС; классификацию ЧС, продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности; номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; предельно допустимые уровни поражающих факторов и воздействий источников ЧС и др. Стандарты группы 1 устанавливают требования в области мониторинга и прогнозирования; группы 2 содержат требования в области безопасности объектов народного хозяйства; группы 3 устанавливают требования в области обеспечения безопасности населения; группы 4 – требования в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья, кормов; группы 5 – требования в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений; группы 6 – требования в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения; группы 7 – требования на средства и способы управления, связи и оповещения; группы 8 – требования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций; группы 9 – требования в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации ЧС, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Министерство здравоохранения осуществляет контроль за совершенствованием медицинского и лечебно-профилактического обслуживания населения.

Поддержанием и обеспечением безопасности жизнедеятельности занимаются Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, Государственный таможенный комитет.