logo
Пособие по БЖД

Глава II. Защита населения и территорий

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ОПАСНОСТИ

ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ЗАЩИТА ОТ НИХ

Тема 1.Система защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Актуальная проблема государства и общества – защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.

Во всем мире и России техногенные катастрофы и стихийные бедствия становятся постоянно действующими факторами экономики и политики. Крупнейшие аварии и катастрофы в последние десятилетия унесли десятки и сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В современных условиях в России эта проблема особенно актуальна по ряду причин:

– научно-технический прогресс приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем;

– прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения, растущие последствия антропогенного воздействия и наблюдающееся глобальное изменение климата;

– изношенность производственных фондов, снижение профессионального уровня работников промышленности, падение производственной дисциплины, отрицательные последствия приватизации, финансовый дефицит.

Проблема защиты населения и территорий России от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера имеет свою большую историю зарождения и развития с определенной периодизацией (рис. 5).

В России проблеме защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться внимание после гражданской войны (1918–1922), когда началось создание местной противовоздушной обороны. После появления ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран была создана гражданская оборона страны (1961), позволившая поднять вопросы за-

Рис. 3. Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций

щиты населения на более высокий уровень. Авария на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясение в Армении (Спитак, 1988) показали, что гражданская оборона не готова качественно решать задачи по защите населения и территорий страны при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Возникла необходимость радикального улучшения работы по защите населения и территорий в России при чрезвычайных ситуациях, возведения ее на уровень государственной политики.

В 1990 г. был создан Российский корпус спасателей, который после ряда преобразований (1994) превратился в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1992 г. – создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС предназначена для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и, как показывает опыт ее функционирования, способная достаточно эффективно противостоять потенциальным опасностям и непосредственным угрозам природного и техногенного характера.

С декабря 1994 г. федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является основополагающим документом в области защиты объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды. Во исполнение его правительством РФ принято постановление № 1113 от 05.11.95 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с сохранением за ней ранее существовавшей аббревиатуры РСЧС.

Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Создание РСЧС осуществлялось с учетом следующих принципов:

– организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;

– при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всевозможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;

– система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдачи предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

– разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов экономики;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сбор и обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

– ликвидация чрезвычайных ситуаций;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

– реализация прав и обязанностей населения в области защиты при чрезвычайных ситуациях;

– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях.

Важнейшая задача – эффективное использование возможностей территорий. Местные главы администраций, люди в организациях и учреждениях должны понимать, что безопасность их жизни находится прежде всего в их руках. До 80% проблем безопасности можно решить на местном уровне.

Организационная структура РСЧС. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней (рис. 3):

– федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

– региональный – территорию нескольких субъектов РФ;

– территориальный – территорию субъектов РФ;

– местный – территорию района (города, населенного пункта);

– объектовый – территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.).

Функциональные подсистемы РСЧС – создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

– координирующие органы;

– органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

– органы повседневного управления;

– силы и средства;

– резервы финансовых и материальных ресурсов;

– системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы следующие:

– на федеральном уровне – межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

– на региональном уровне – региональные центры по делам ГО и ЧС (их управления находятся в городах: Москва, С.-Петербург, Ростов, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск);

– на территориальном и местном уровнях – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

– на объектовом уровне – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Система управления РСЧС. Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России, которое осуществляет государственное управление и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям служат постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГО ЧС).

На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.

На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются, а органами управления являются региональные центры по

делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые созданы в каждом регионе для осуществления полномочий МЧС России на территории военного округа, установленной Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 900 «О военно-административном делении РФ».

Длительное время на территориальном, местном и объектовом уровнях функции постоянно действующих органов управления РСЧС выполняли штабы по делам ГО и ЧС, которые были преобразованы в органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

В связи с этим на территориальном уровне органами управления ГО ЧС в настоящее время являются министерства, комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ; на местном уровне – органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправле

Рис. 4. Схема организации гражданской обороны Российской Федерации

ния; на объектовом уровне (в организациях) – отделы, сектора (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.

Режимы функционирования РСЧС. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти в пределах конкретной территории устанавливается один из трех возможных режимов функционирования РСЧС:

– повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

– повышенной готовности – при ухудшении перечисленной выше обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

– чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

В режиме повышенной готовности комиссии по чрезвычайным ситуациям принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формируют оперативные группы для оценки обстановки в районе бедствия, вырабатывают предложения по ее нормализации, усиливают наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозируют возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабы, принимают меры по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов, приводят в состояние готовности силы и средства, уточняют планы их действий и выдвижение при необходимости в районы чрезвычайных ситуаций.

В режиме чрезвычайной ситуации организуется защита населения, выдвигаются оперативные группы в ее район, организуется ликвидация чрезвычайной ситуации, определяются границы ее зоны, организуются работы по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды и на прилегающей к аварийным объектам территории.

Первоочередные работы при ликвидации ЧС осуществляются за счет резервов финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ зоны ЧС.