logo
Пособие по БЖД

Тема 8. Мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях

Защита населения и территорий от негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – одна из важнейших государственных задач.

С этой целью создаются законодательные акты, разрабатываются способы защиты и мероприятия, направленные на предупреждение возникновения ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидацию последствий воздействия поражающих факторов на объекты экономики и население.

Под защитой населения от чрезвычайных ситуаций понимается совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение ущерба, потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02.–94).

Основные задачи, реализуемые государством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следующие:

– обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства, всех его социально-экономических и иных структур при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера, поддержание допустимого уровня риска чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов;

– поддержание постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

– организация и осуществление комплексной защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

– оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействию стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф.

Решение данных задач осуществляется при выполнении Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) следующих целевых функций:

1) предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или снижение риска их возникновения;

2) снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от потенциальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (уменьшение масштабов техногенных ситуаций);

3) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Деятельность по выполнению первой и второй целевых функций имеет разные цели и реализуется проведением разных комплексов мероприятий, являясь взаимосвязанной, и носит профилактический характер.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Это понятие характеризуется так же как совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р 22.0.02–94).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического, специального характера и проводится по следующим направлениям:

– мониторингу окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

– прогнозированию чрезвычайных ситуаций и оценке их риска;

– предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений;

– рациональному размещению производительных сил на территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;

– предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения техногенной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

– разработке и осуществлению инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций на конкретных объектах и территориях;

– подготовке объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

– разработке и участию в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

– декларированию промышленной безопасности и лицензированию видов деятельности в области промышленной безопасности;

– проведению государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– проведению государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;

– страхованию природных и техногенных рисков;

– информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Реализация перечисленных направлений деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг – постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Мониторинг окружающей природной среды – это система наблюдения и контроля, проводимая регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

Общая цель мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере – повышение точности и достоверности прогноза и чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование в большинстве случаев – основа противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности РСЧС прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ее ликвидации, требуемые силы и средства, состав и объем необходимых ресурсов.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации может носить долгосрочный (годы), среднесрочный (месяцы) и краткосрочный (дни и часы) характер.

Основной результат мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – оценка риска возникновения ЧС.

Оценка риска ведется на основе банка данных, полученных в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, декларации безопасности промышленных объектов.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение части чрезвычайных ситуаций или снижающих риск их возникновения, а также смягчение их последствий, служит рациональное размещение производительных сил и населения на территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности. Особенно важным является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов.

Для успешной работы по рациональному размещению объектов экономики необходимо иметь оптимальное зонирование всей территории страны по критериям природного и техногенного рисков. Объекты экономики следует размещать таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности, а также были отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов.

При проектировании, строительстве и реконструкции городских и сельских поселений должны учитываться природно-климатические условия, существующие техногенные опасности.

К превентивным мерам, направленным на снижение возможных потерь и ущерба, эффективное уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, относятся: строительство и использование защитных сооружений различного назначения; мероприятия по повышению физической стойкости объектов; создание и использование систем оповещения населения, персонала и органов управления; накопление на всех уровнях РСЧС и своевременное использование резервов финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций; охрана труда и соблюдение техники безопасности.

Информационная база выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций – результаты оценки состояния безопасности населения и территорий (Паспорт безопасности административно-территориальных единиц, ГОСТ Р 22.2.03–97).

Виды мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными видами защиты от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций являются инженерная, радиационная, химическая, противопожарная, медицинская защита, а также эвакуация населения.

Защитные мероприятия строятся по видам защиты и могут проводиться как заблаговременно, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций (в превентивном и оперативном порядке).

Мероприятия инженерной защиты. Инженерная защита населения и территорий – это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения, или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

По некоторым оценкам рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в селе- и лавиноопасных районах – до 70%.

Основные мероприятия инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

– укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

– использование общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

– использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

– укрытие в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена герметизация;

– проведение защитных мероприятий путем возведения и эксплуатации инженерных защитных сооружений от неблагоприятных природных и опасных природных явлений и процессов.

Укрытие населения в защитных сооружениях – основной и наиболее надежный способ его защиты в ЧС (табл. 14).

Т а б л и ц а 14