Гигиенические требования к пэвм и организации работы
1. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ
Естественное и искусственное освещение в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, должно соответствовать требованиям нормативной документации. Окна преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.
Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2.
При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 ч в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования).
Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
2. Требования к ПЭВМ
Конструкция ПЭВМ должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении. Дизайн ПЭВМ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. Конструкция ВДТ должна предусматривать регулирование яркости и контрастности.
3. Требования к химическим и физическим факторам на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
Концентрация вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в помещениях, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типах образовательных учреждений, не должна превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно-лучевой трубке) при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 1 мкЗв/ч (100 мкР/ч).
При нормировании показателей микроклимата учитывается категория работ на основе интенсивности энергозатрат организма в ккал/ч (Вт). К категории Iа относятся работы с интенсивностью энерготрат до 120 ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением. К категории Iб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 121–150 ккал/ч (140–174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера в различных видах производства и т.п.). К категории IIа относятся работы с интенсивностью энергозатрат 151–200 ккал/ч (175–232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения. К категории IIб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 201–250 ккал/ч (233–290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением. К категории III относятся работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
В помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, тоже должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (табл. 3.1).
Таблица 3.1
- Содержание
- Предисловие
- Практическая работа № 1 «оценка напряженности трудового процесса»
- 1. Нагрузки интеллектуального характера
- 2. Сенсорные нагрузки
- 3. Эмоциональные нагрузки
- 4. Монотонность нагрузок
- 5. Режим работы
- Общая оценка напряженности трудового процесса
- Задание
- Порядок выполнения задания
- (Пример) Протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 2 оценка соответствия условного рабочего места санитарно-гигиеническим нормативам
- Припуск на одежду и обувь
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Результаты практической работы
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 3
- Гигиенические аспекты работы на
- Персональных компьютерах
- Основные факторы, отрицательно влияющие на организм при работе на компьютере
- Гигиенические требования к пэвм и организации работы
- Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием пэвм
- Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Допустимые параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого пэвм
- Допустимые уровни эмп, создаваемых пэвм
- Требования к организации рабочих мест пользователей пэвм
- Высота одноместного стола для занятий с пэвм
- Размеры стула для занятий с пэвм детей дошкольного возраста
- Основные размеры стула для учащихся и студентов
- Требования к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для взрослых пользователей
- Требования к организации медицинского обслуживания взрослых пользователей пэвм
- Требования к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся любых образовательных учреждений
- Рекомендуемое оптимальное время учебных занятий и перерывов при работе с пэвм
- Требования к оборудованию и организация занятий на базе пэвм для детей дошкольного возраста
- Предлагаемый вариант упражнений для глаз
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Фактические условия работы на пэвм для 6-10 вариантов
- Образец оформления результатов оценки гигиенического состояния условий работы на компьютере
- Вопросы для контроля
- Задержка пылевых частиц каолина в зависимости от их размеров, % от общего числа пыли, задержанной в организме
- Предельно допустимые концентрации апфд
- Гигиеническая оценка условий труда при воздействии пфд
- Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны апфд
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Условия задачи по вариантам
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 5 рассчет осветительной установки в производственном помещении
- Искусственное освещение
- Световая отдача источников света (сНиП 23-05-95)
- Искусственные источники света
- Выбор светильника
- Класс светильника в зависимости от светораспределения
- Нормирование параметров производственного освещения
- Ряды освещенности для различных типов поверхностей, заданий и видов деятельности
- Удельная установленная мощность осветительной установки
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Оптимальное расположение светильников
- Коэффициент использования светового потока - η
- Характеристики люминесцентных ламп
- Характеристики светодиодных светильников
- Варианты заданий
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №6 расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции
- Классификация систем вентиляции
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №7 определение уровня шума в жилой застройке
- Нормирование шума
- Предельно допустимые уровни звукового давления
- Профилактические мероприятия по защите от шума
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Зависимость снижения уровня звука от звукового луча
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №8 оценка уровней вибрации в жилых помещениях
- Допустимые значения вибрации в жилых помещениях, палатах больниц и санаториев
- Величины октавных поправок
- Сложение уровней вибрации
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Варианты заданий
- Оценка соответствия измеренных уровней вибрации нормативным значениям
- Результаты расчета корректированного уровня вибрации
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа № 9 расчет средств защиты от электромагнитных излучений
- Источники электромагнитных полей
- Электромагнитные излучения промышленной частоты
- Нормирование электромагнитных полей
- Максимальные значения епд, нпд, энепд и эннпд
- Предельно допустимые уровни эмп диапазона частот 30 кГц-300 гГц на рабочих местах персонала
- Предельно допустимые уровни эмп диапазона частот 30 кГц-300 гГц в жилых и общественных помещениях и зонах отдыха
- Нормы облучения увч и свч
- Предельно допустимое время c напряжением 400 кВ и выше
- Основные меры защиты от воздействия электромагнитных излучений
- Ослабление мощности свч с помощью ткани хлопчатобумажной с микропроводом сту-36-12-199-63
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №10 расчет контурного защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 в
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Коэффициенты экранирования заземлителей ηтр
- Коэффициенты экранирования соединительной полосы ηп
- Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе населенных мест
- Значения константы
- Критерии оценки состояния загрязнения атмосферы по киза
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Результаты оценки безопасности атмосферного воздуха
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №12 оценка качества питьевой воды
- Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде
- Оценка интенсивности запаха воды
- Нормативы определения органолептических свойств питьевой воды
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Фактические концентрации загрязняющих веществ
- Фактические значения органолептических показателей
- Результаты оценки качества питьевой воды по химическим и органолептическим показателям
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Практическая работа №13 определение количества первичных средств пожаротушения
- 1. Горючее вещество (топливо)
- 2. Окислитель
- 3. Температура возгорания (тепло)
- Кривая интенсивности горения
- Разновидности огнетушителей
- Задание
- Порядок выполнения задания
- Варианты заданий
- Классификация пожаров по гост 27331-87
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Вопросы для контроля
- Список литературы
- Безопасность жизнедеятельности Учебное пособие
- 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,