logo search
Безоп-ть жизне-ти

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения зада­ния: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решени­ем сложных заданий при отсутствии алгоритма. Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «содержание работы» (интел­лектуальные нагрузки) заключаются лишь в одной характеристике – используются ли решения задач по известным алгоритмам (класс 3.1) либо эвристические приемы (класс 3.2). Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получе­ния правильного результата. Дополнительным признаком класса 3.2 является «единоличное руководство в сложных ситуациях». Здесь необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые мо­гут возникнуть внезапно (аварийные ситуации) и имеют чрезвычайный характер, а также, если руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией.

Примеры. Наиболее простые задачи решают лаборанты (1 класс условий тру­да), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инст­рукции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т. п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инст­рукций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного про­филя и др. (класс 3.2).

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка».

К классу 2 относится работа, при которой восприятие сигналов предполагает по­следующую коррекцию действий. Например, у токаря обработка простой детали выполняется посредством ряда операций (закрепление детали, обработка наружной и внутренней поверхностей и т. д.), каждая из которых включает ряд элементарных действий. Коррекция действий и операций здесь заключается в сравнении с определенными «эталонами», воспринимаемая информация и коррекция но­сит характер «правильно-неправильно». К типичным примерам можно отне­сти работу контролера, станочника, электрогазосварщика и большинства представите­лей массовых рабочих профессий, в основе которых предметная деятельность.

При классе 3.1 коррекция (сравнение с эталоном), производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информа­ционной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием умственных способностей (профессии операторского и диспетчерского типа, медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др.).

В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех параметров (информации), такой труд относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные ра­ботники и т. д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. Трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на об­работку и выполнение конкретного задания, например, у лаборанта (класс 1).

Когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения своих заданий (класс 2), напря­женность возрастает (ме­дицинские сестры, телефонисты и т. п.).

Классом 3.1 характеризуется работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения заданий другими лицами (рабо­та инженера по охране труда, мастера промышленных предпри­ятий, телеграфистов, водителей транспортных средств и др.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам (руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи).

1.4.«Характер выполняемой работы». Когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лабо­ранты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его кор­рекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Когда работа выполняется в условиях дефицита времени (мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы) – класс 3.1, при этом дефицит времени является неотъемле­мой характеристикой работы.

Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом от­мечается высокая ответственность за конечный результат работы (работа врачей скорой помощи, хирургов (оперирующих), реаниматоров, руководителей промышленных предприятий, водителей, авиадиспетчеров). Работа врачей поликли­ники – терапевтов, окулистов и др. – таким критериям не соответствует (класс 2).