logo
лекции по БЖД 2013

Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз­оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспо­соблений и тары.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, представляется заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.

"Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдается инспектором Ростехнадзора или специалистом инженерного центра по согласованию с органом Ростехнадзора на основании результатов технического освидетельствования, проведенного владельцем.

Разрешение необходимо получать в следующих случаях:

- перед пуском в работу вновь зарегистрированной грузоподъемной машины;

- после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте (кроме стреловых самоходных кранов);

- после реконструкции грузоподъемной машины;

- nocлe ремонта или замены расчетных элементов или узлов металло­конструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

- после установки нормального крана на новом месте работы.

О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган Ростехнадзора (инспектора) не менее чем за 5 дней.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инженерно-техническими работниками по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

- частичному - не реже одного раза в 12 мес.;

- полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин.

При необходимости проводится внеочередное полное техническое освидетельствование

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться: осмотру, статическим испытаниям, динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания грузоподъемной машины не проводятся.

Периодический осмотр, техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт крановых путей, должны проводиться согласно инструкции предприятия-изготовителя и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта График должен быть составлен с учетом наработки и технического состояния крана.

Результаты осмотров и технических обслуживании, сведения о ремонтах г/п машин должны записываться в журнал. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного технического освидетельствования г/п машины, заносятся в ее паспорт.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически проводить их осмотр, с записью в журнале, в следующие сроки:

- траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц, стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

Руководители предприятий и частные лица - владельцы грузоподъемных, машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить

- содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы пупа» организации освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания в этих целях должно быть:

а) назначены инженерно-технический работник по надзору; за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лице ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) создана ремонтная служба и установлен порядок периодических: осмотров технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих – содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных: приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен требуемый Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные, машины также проверки знаний Правил инженерно-техническим персоналом;

г) разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

д) обеспечено снабжение инженерно-технических работников правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а персонала – производственными инструкциями.

В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин, в каждой смене должно быть назначено приказом лице), ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа прорабов, начальников участка, а также бригадиров.

Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемные машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.

Для зацепки и обвязки груза на крюк грузоподъемной машины должен назначаться стропальщики.

В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение стропальных работ. В их удостоверениях должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не просматривается из кабины крановщика, и при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику, должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков.

Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет. Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование

Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в учебных заведениях, имеющих разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Ростехнадзора.

Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана.

Находящиеся в работе грузоподъемные машины должны быть снабжены табличками с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Владелец крана или эксплуатирующая организация должны;

а) разработать и выдать на места ведения работ проекты, производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и, подвижного состава и другие технологические регламенты;

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и. стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;

д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;

з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами;

строительной площадке в нерабочем состояний, после получения сообщения от заказчика об окончании работало начала демонтажа) отсоединить кран от источника питания и принять меры по предотвращению угона крана ветром.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов; которым должны быть обучены стропальщики.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами