logo search
Книга Белова 2011 год

19.4. Защита в чрезвычайных ситуациях

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «Об охране окружающей среды». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера».

Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд постановлений Правительства РФ, положений, правил, приказов Ростехнадзора, реорганизованного и МЧС России. Отметим постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности про­мышленного объекта Российской Федерации», от 10 марта 1995 г. № 263 «Об организации и осуществлении произ­водственного контроля за соблюдением требований про­мышленной безопасности на опасном производственном объекте», от 24 января 1998 г. № 1371 «О регистрации объ­ектов в государственном реестре опасных производст­венных объектов и ведении государственного реестра».

Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены сис­темой стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуа­циях» (БЧС). Эта система имеет номер 22 в ГСС. Структура БЧС приведена ниже:

Номер

группы

Наименование группы

0

Основополагающие стандарты

(основные положения)

1

Стандарты в области мониторинга и прогнозирования (мониторинг и прогнозирование)

2

Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства (безопасность объектов народного хозяйства)

3

Стандарты в области обеспечения безопасности населения (безопасность населения)

4

Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов

(безопасность продовольствия)

5

Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений

6

Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения (безопасность воды)

7

Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения (управление, связь, оповещение)

8

Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций (ликвидация чрезвычайных ситуаций)

9

Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей (аварийно-спасательные средства)

10, 11

Резерв

Государственное управление в ЧС осуществляется на базе, как уже отмечалось, утвержденной Правительством РФ Еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Феде­рации, федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в ЧС. РСЧС включает в себя соответствую­щие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материаль­ных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает в себя территориальные и функциональ­ные подсистемы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Главный орган федерального уровня — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликви­дации последствий стихийных бедствий. На региональном уровне главный орган управления — региональные центры этого Министерста.

Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России администра­тивно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций на подведомственной терри­тории и включает в себя координирующий орган — комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) (республиканскую, крае­вую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-диспетчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обес­печения, а также специальные учебные заведения.

Управления по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям (ГОЧС) создаются на территориальном и местном уровнях.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.

Надзор за выполнением требований к опасным производ­ственным объектам на предприятиях осуществляет Федераль­ная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Надзорные функции выполняет также прокуратура.