logo
Книга Белова 2011 год

19.3. Охрана окружающей среды

Правовую основу охраны окружающей среды в стране состав­ляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Тре­бование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здо­ровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Важнейшим законодательным актом, направленным на обес­печение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон устанав­ливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регули­рование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Раз­мер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответ­ствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство при­родных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государ­ственной экологической экспертизы, экологические требова­ния к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; прин­ципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмеще­ния причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окру­жающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нормативные правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития России, обеспечивающие необходимое качество при­родных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических тре­бований при проектировании, строительстве и приемке в экс­плуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэ­кологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. (в настоящее время разработка указанных нор­мативных актов осуществляется Минприроды России).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС. Струк­тура системы представлена ниже:

Шифр Наименование подсистемыподсистемы

0

Комплекс организационно-методических стандартов

1

Гидросфера

2

Атмосфера

3

Биологические ресурсы

4

Почва

5

Земля

6

Флора

7

Фауна

8

Ландшафты

С 1999 г. в Российской Федерации введены в качестве стандартов международные стандарты ИСО серии 14 ООО «Система управления качеством окружающей среды», в которых важнейшим принципом является выявление воз­можности внедрения безотходных и малоотходных техноло­гий, а также технологий по обезвреживанию и утилизации отходов либо возможности их использования в технологи­ческих процессах (рециклинг). Это является важнейшим рычагом обеспечения экономической эффективности систем управления окружающей средой. Основной формой оценки эффективности систем управления качеством окружающей среды является экологический аудит.

Управление охраной окружающей среды в Российской Феде­рации осуществляется органами законодательной и испол­нительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Минприроды России. Федеральное агентство по недрополь­зованию рассматривает и согласовывает проектную докумен­тацию на разработку месторождений полезных ископаемых, выдает и регистрирует лицензии на пользование недрами, а Федеральное агентство водных ресурсов — на водопользова­ние. Это же агентство разрабатывает и утверждает нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты, Феде­ральное агентство лесного хозяйства осуществляет охрану лесов. Федеральная таможенная служба предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах РФ, краях, областях и городах осуществляется органами предста­вительной (законодательные собрания, городские думы и т.п.) и исполнительной власти (правительства, мэрии и т.п.). Важ­нейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природо­охранная прокуратура. В ряде субъектов РФ имеется эколо­гическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств, а на пред­приятиях службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Общественный экологический контроль проводится профсо­юзными организациями. В коллективных договорах предусмат­риваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общест­венные организации и объединения.