logo
Книга Белова 2011 год

18.1. Мониторинг окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды — это система регу­лярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслежи­ванию динамики изменений в ее состоянии.

Основные задачи мониторинга можно определить сле­дующим образом:

На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС:

При этом были определены конечные цели ГСМОС:

установление уровней выбросов загрязнителей в опреде­ленной среде, их распределения в пространстве и времени;

знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов, их превращений;

обеспечение сравнения методик пробоотбора и анали­зов, принятых в различных странах, обмен опытом органи­зации мониторинга;

обеспечение информацией о загрязнителях в гло­бальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.

Приняты следующие перечни приоритетных загрязните­лей, подлежащих определению:

Государственный мониторинг окружающей среды (далее ― экологический мониторинг). Он проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, о. Байкал, территориальные моря).

Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.

Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включаются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.

Экологический мониторинг осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах России на 623 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от пяти до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от двух до шести показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию РФ. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу РФ. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пестицидов (21 наименование) выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышленного происхождения проводился на территории 41 города.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бензо[а]пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории РФ, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На территории России находятся пять станций комплексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды осуществляются с помощью стационарной сети на 1312 пунктах. Гаммаспектрометрический и радиохимический анализы проб проводятся в специальных радиометрических лабораториях.

Региональный мониторинг. На территории крупных городов больших государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п. организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга ― это получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.

Локальный мониторинг. При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или от создаваемых производств.

По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия временные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.