8.10. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта ижизненного пространства
Производственная деятельность человека, общества людей крайне нерациональна и опасна как для окружающей природной среды, так и для человека:
— извлекаемое из недр сырье используется некомплексно, миллиарды тонн «пустой» породы идут в отвалы, загрязняя поверхность Земли, отнимая ее у биосферы;
— несовершенные технологии требуют расхода на единицу продукции многократно излишнего количества энергии и природных ресурсов (по данным показателям Россия лидирует);
— производство энергии осуществляется, как правило, с низким КПД и сопровождается выбросом вредных веществ (оксиды серы, азота, углерода, металлов, пыль и др.), передача энергии также сопровождается загрязнением окружающей среды;
— производимая промышленностью продукция в значительной части обслуживает производство («расход на себя»), либо является транспортом, требующим изъятия природных земель для дорог, загрязняющим и разрушающим окружающую среду; доля продукции для личного потребления значительно меньше;
— сельскохозяйственное производство, в значительной степени механизированное, применяет излишние количества минеральных удобрений и ядохимикатов, сильно загрязняя и разрушая биогеоценозы; источником значительных загрязнений являются животноводческие комплексы;
— очистка выбросов и сбросов смягчает проблему загрязнения окружающей среды и разрушения биогеоценозов, но не решает ее; зачастую технология очистки не решает и проблему отходов, в особенности это характерно для России, где почти нет современных полигонов для переработки и захоронения промышленных отходов;
— высокая насыщенность промышленного и сельскохозяйственного производства концентрированными источниками энергетических воздействий и вредных веществ, несовершенство технологий и изношенность оборудования приводят к высокому риску техногенных катастроф с высокой степенью экологической опасности.
Для обеспечения экологизации деятельности необходимо постоянное и систематическое действие поощрительных, принудительных, компенсационных и превентивных мер. К числу превентивных мер, включающих принудительные элементы, относится экологическая экспертиза.
Для оценки процесса взаимодействия проектируемого техногенного объекта с человеком, селитебной зоной и природой необходима экспертная оценка. Процедура экспертизы проектов вновь создаваемых или реконструируемых объектов состоит из ряда этапов.
Широкое распространение получила так называемая экологическая оценка проектов (экологическая экспертиза), основополагающие требования которой содержатся в гл. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В этой главе выделено несколько видов экологических нормативных требований:
— нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических и биологических веществ, загрязняющих ' атмосферный воздух, воды, почвы;
— нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных химических веществ, а также вредных биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнений согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде;
— нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, обеспечивающих сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного н животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду;
— нормативы ПДУ содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;
— предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, обеспечивающем соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания;
— экологические требования к продукции. Они устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции;
— предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду устанавливаются также при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов;
— нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
Нормативными документами для проведения экологической экспертизы являются ГОСТы, ОСТы, СП, СН, СНиПы, СанПиНы и др.
Экологическая экспертиза должна устанавливать:
— соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;
— полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
— допустимость намечаемой деятельности с точки зрения обеспечения безопасности окружающей среды;
— достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды.
При этом достаточность и объективность оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и принятие необходимых мер по защите окружающей среды является обязанностью заказчика намечаемой деятельности. Такие обоснования должны входить в состав документации, предъявляемой на экспертизу. В соответствии с Законом об экологической экспертизе необходимым условием приема документации на государственную экспертизу намечаемой деятельности является наличие в ее составе материалов оценки воздействия на окружающую среду. Состав документации, предъявляемой на государственную экологическую экспертизу, и ее содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Положением, об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372.
Экологическая экспертиза является составной частью общей экспертизы технической документации. В общей схеме эколого-правового механизма она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний и имеет предупредительное значение, так как совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений требованиям законодательства охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Следует отметить, что проведение экспертизы любого проекта не должно ограничиваться оценкой его влияния на ОС. Важным обстоятельством при оценке проекта являются также этапы вывода из эксплуатации, демонтажа, утилизации и захоронения объекта (например, вывод из эксплуатации АЭС, утилизация и захоронение радиоактивных отходов, химического оружия и т.п.), а также воздействие объекта на человека и природную среду при авариях и стихийных явлениях.
Совокупность процессов создания, эксплуатации и ликвидации объекта принято называть его жизненным циклом.
Очевидно, что уже сейчас необходимо переходить от понятия «экологическая экспертиза» к оценке влияния полного жизненного цикла проекта на человека и природу.
Согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» строительство любых объектов, в том числе АЭС, металлургических заводов или нефтепроводов, может проводиться без предварительной оценки их экологической опасности. Фактически данный Закон отменил государственную экологическую экспертизу и оценку строительных и хозяйственных мероприятии, связанных с жилищным строительством. Государственную экологическую экспертизу он заменил экспертизой проектной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ и оценивающей ее соответствие требованиям технических регламентов. Однако уже в мае 2010 г. на заседании Президиума Государственного совета РФ, посвященного охране окружающей среды, вновь рассматривался вопрос об экологической экспертизе с целью возврата к ней. Д. А. Медведев сказал: «Если мы считаем, что утрата (экологической экспертизы — авт.) привела к тяжелым последствиям, то давайте ее возродим».
В настоящее время проводится подготовка и утверждение технических регламентов.
Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Цель принятия технических регламентов:
— защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с законодательством РФ существуют два вида технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» владельцы и арендаторы нежилых помещений должны представлять декларацию пожарной безопасности в территориальные органы пожарного надзора. Основная задача декларирования — подготовка собственника к эксплуатации своего объекта. Собственник обязан сообщить, что в здании есть система оповещения, сигнализации, пожаротушения и безопасной эвакуации. Для объектов оборонного комплекса, торговых центров, высотных зданий, объектов атомной промышленности необходимо делать расчет пожарного риска. Доля таких объектов невелика — около 0,001%.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
Разработка технических регламентов по существу реализует идею оценки безопасности продукции, объекта и т. п. в их полном жизненном цикле.
В заключение отметим, что процесс формирования жизненного техносферного пространства весьма сложен. Активное участие в нем принимают все государственные и общественные органы, частные предприниматели, население и др.
Значительные изменения уровней безопасности людей и природы могут возникнуть при освоении новых проектов и модернизации устаревших объектов в регионах техносферы. Процедура согласования уровней безопасности при реализации проектов включает следующие этапы:
I этап — разработчик заявляет о своих намерениях в реализации проекта и предоставляет в органы государственной экспертизы необходимые проектные материалы;
II этап — экспертные органы проводят оценку влияния проекта на селитебные зоны населения и природу. При отсутствии замечаний проект согласуется;
III этап — если экспертные органы устанавливают, что проектом предусмотрено воздействие на селитебные зоны, население и природу, то проект не согласовывается. Возможны доработки проекта по замечаниям органов, проводящих экспертизу, и его повторное рассмотрение.
В отдельных случаях возникают ситуации, когда экономическая целесообразность реализации проекта значительна, а его совершенство по безопасности с использованием современных методов и средств защиты от опасностей не дает необходимого результата. Аналогичные ситуации могут возникать и при значительном использовании в регионе однотипных объектов, каждый из которых безопасен, а их совокупность нет.
В случаях когда невозможно выполнить нормативные требования по безопасности за счет усовершенствования источников опасности (например, антенны радиолокационной станции, ЛЭП и т.п.) или по иным причинам, в техносферном пространстве необходимо использовать специальные меры защиты, реализуемые как разработчиком проекта, так и муниципальным органом. На этом пути возможны следующие продуктивные решения:
— увеличение расстояния между источником опасностей и объектом защиты за счет введения санитарно-защитных зон;
— использование экобиозащитной техники (экраны);
— создание систем централизованного сбора промышленных и бытовых стоков, автомобильных масел и охлаждающих жидкостей, твердых отходов.
Одновременно с разработкой проектов на объектах экономики и техносферного региона должна проводится работа по созданию системы мониторинга опасностей.
Система мониторинга должна охватывать все виды среды обитания человека — природную, городскую, транспортную, производственную и бытовую, и обеспечивать получение необходимой оперативной информации об опасностях и зонах их действия.
Система мониторинга считается достаточной, если население, работающие, руководители объектов экономики и государственных структур получают своевременную, исчерпывающую и достоверную информацию об опасностях, времени и зонах их действия, негативном воздействии опасностей на человека, группы людей, природную среду и техносферу.
Важным звеном в создании качественного техносферного пространства является подготовка работающих научно-технических работников к безопасной эксплуатации объектов экономики, расположенных на территории региона.
Завершающим этапом подготовки объекта экономики к безопасной эксплуатации является процедура его ввода в эксплуатацию.
При вводе объектов экономики или технических средств в эксплуатацию необходимо руководствоваться следующим правилом: «Экобиозащитную технику и иные меры защиты, на объектах экономики в техносфере необходимо вводить в эксплуатацию до или одновременно с началом реализации технологических процессов».
Только в случае своевременного ввода в эксплуатацию защитных мер гарантируется нормативный уровень защиты работающих, населения и природы от техногенных опасностей.
Создание и испытание системы мониторинга опасностей и подготовка работающих и ИТР к безопасной эксплуатации объекта должны быть завершены до ввода объекта в эксплуатацию.
На каждом объекте обязателен утвержденный план ликвидации последствий вероятных ЧС.
- Глава 1 принципы и понятия ноксологии
- Глава 2 опасности и их показатели
- 2.1. Возникновение и основы реализации опасностей
- 2.2. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.
- 2.3. Поле опасностей
- 2.4. Качественная классификация (таксономия) опасностей.
- Паспорт опасности сброса жидких отходов гальванического цеха (участка)
- Паспорт опасности лэп
- 2.5. Количественная оценка опасностей
- Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278—03 (извлечения — для жилых помещений)
- Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пдКрз) по гост 12.1.005-88 (извлечения)
- Предельно допустимые концентрации некоторых вредных веществ, мг/м3, в атмосферном воздухе населенных мест по гост 12.1.005—88 (извлечения)
- Характерные значения индивидуального риска гибели людей от естественных и техногенных факторов
- 2.6. Показатели негативного влияния реализованных опасностей
- Зависимость спж от ввп
- Глава 3 Естественные и естественно-техногенные опасности
- 3.1. Повседневные абиотические факторы
- 3.2. Стихийные явления
- Глава 4 антропогенные опасности
- 4.1. Виды взаимосвязей человека-оператора с технической системой
- 4.2. Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека
- Глава 5 техногенные опасности
- 5.1.1. Вредные вещества
- Токсикологическая классификация вредных веществ
- Отравления протекают в острой, подострой и хронической формах.
- Ниже приведена классификация производственных вредных веществ по степени опасности (табл. 5.2).
- Различают несколько типов комбинированного действия ядов: аддитивного, потенцированного, антагонистического, независимого действия.
- Примером аддитивности является наркотическое действие смеси углеводородов (бензола и изопропилбензола).
- 5.1.2. Вибрация
- Характеристики направленности излучения шума машиной.
- 5.1.4. Инфразвук
- 5.1.5. Ультразвук
- 5.1.6. Электромагнитные поля и излучения
- Применение электромагнитных полей и излучений
- 5.1.7. Лазерное излучение
- При диффузном отражении энергетическая яркость источника связана с энергетическим потоком лазерного излучения соотношением:
- Зоны опасного влияния современных лазерных установок обычно ограничены размерами производственного помещения.
- По определению:
- Медицинское облучение 51,5
- Природный радиационный фон 43,4
- Ядерные испытания 2,5
- Стройматериалы 2,0
- Полеты в авиалайнерах 0,3
- Телевизоры 0,28
- Атомная энергетика 0,08
- 5.1.9. Электрический ток
- 5.1.10. Механическое травмирование
- 5.2 Региональные и глобальные воздействия
- 5.2.1. Воздействие на атмосферу
- Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха в 2004 г.
- Выпадение тяжелых металлов на етр в начале XXI в.
- Вклад парниковых газов
- 5.2.2. Воздействие на гидросферу
- Состав гидросфера
- Сброс загрязняющих веществ со сточными водами
- Воздействие на литосферу
- Города России с разной категорией опасности загрязнения почв металлами
- Источники и вещества, загрязняющие почву
- 5.3. Чрезвычайные опасности
- Основные параметры отечественных ядерных реакторов
- Основные причины аварий на аэс
- Основные характеристики ахов
- Масштабы гибели пассажиров на транспорте
- Чрезвычайные ситуации, происшедшие на территории рф
- Глава 6 масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу
- 6.1. Опасности производственной и бытовой среды
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- 6.2. Региональные и глобальные опасности
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- 6.3. Чрезвычайные опасности
- Структура негативного влияния природных и техногенных чс
- 6.4. Смертность населения от внешних причин
- Глава 7 анализ и прогнозирование влияния техносферных опасностей на человека
- Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ
- Классы условий труда в зависимости от уровней шума, локальной и общей вибрации, инфра- и ультразвука на рабочем месте
- Шкала оценки ущерба здоровью в зависимости от класса вредности
- Определение ущерба здоровью на основании общей оценки условий труда
- Определение ущерба здоровью по показателю тяжести трудового процесса
- Глава 8 безопасность человека, селитебных зон и природы
- 8.1. Понятие безопасности объекта защиты
- 8.2.Взаимодействие источников опасностей, опасных зон и объектов защиты
- В техносфере.
- 8.3. Общие тенденции достижения бжд и зос
- 8.4. Идентификация опасностей техногенных источников
- 8.4.1. Идентификация вредных воздействий
- 8.4.2. Идентификация травмоопасных воздействий
- Расчетные расстояния, на которых возможно нанесение ущерба здоровью населения при хранении веществ на опо
- Удаленность опо от населенных пунктов
- Радиусы зон поражения при авариях
- 8.4 Плотность населения в различных зонах
- 8.5 Значения величины техногенного риска
- 8.5. Защитное зонирование
- Нормативные и расчетные размеры сзз по фактору вредных выбросов и шуму
- 8.6. Специальная техника для защиты от опасностей
- Источника и приемника с разных сторон от зу
- Источника и приемника с разных сторон от зу
- 8.8. Малоотходные технологии и производства
- Этапы развития стратегий по обращению с отходами
- 8.9, Наилучшие из доступных современных технологий
- 8.10. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта ижизненного пространства
- 8.11. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие
- Глава 9
- Глава 10 защита человека от естественных опасностей
- 10.1. Защита от переменных климатических воздействий
- 10.1.1. Защита от воздействия высоких температур
- 10.1.2. Защита от воздействия низких температур
- Средства для восстановления функционального состояния человека после нахождения в холодной воде
- 10.1.3. Вентиляция и кондиционирование
- 10.1.4. Отопление помещений
- 10.2. Освещение
- Нормы освещенности при искусственном освещении по сНиП 23-05-95 (извлечения)
- Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278—03 (извлечения — для образовательных учреждений)
- По методу Данилюка
- 10.3. Водоподготовка и водопользование
- 10.4. Требования к пищевым продуктам
- Пдк токсичных металлов в продуктах питания по СанПиН
- Глава 11 защита человека от опасностей технических систем и технологий
- 11.1. Защита от выбросов токсичных веществ в атмосферный воздух помещений
- 11.2. Защита от вибраций
- Гигиенические нормы вибраций по сн 2.2.4/ 2.1.8.566 – 96 (извлечения)
- Виброизоляции
- Виброизоляторы:
- Гасителем колебаний
- На фундамент:
- Элементами:
- 11.3. Защита от акустических воздействий
- Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах и на территории жилой застройки
- Допустимые уровни воздействия звукового давления на рабочих местах при воздействии воздушного ультразвука
- Допустимые уровни виброскорости и ее пиковые значения при контактном воздействии ультразвука
- 11.4. Защита от неионизирующих электромагнитных полей и излучений
- Предельно допустимые уровни эми рч, в/м, для населения
- Основные характеристики радиопоглощающих материалов
- 11.5. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона
- 11.5.1. Защита от инфракрасного излучения Нормирование ик-излучения.
- 11.5.2. Защита от лазерного излучения
- 11.6. Защита от ионизирующих излучений
- Мощность эквивалентной дозы, используемая при проектировании защиты от внешнего ионизирующего излучения
- 11.7. Защита пользователей компьютерной техники
- 11.8. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности
- 11.9. Защита от механического травмирования
- Смысловые значения и области применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета.
- Глава 12 минимизация антропогенных опасностей
- 12.1. Обучение и инструктаж
- 12.2. Подготовка операторов
- 12.3. Организация безопасного трудового процесса
- 12.4. Особенности безопасной трудовой деятельности женщин и подростков
- Глава 13 защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы
- 13.1. Защита атмосферного воздуха от выбросов
- 13.2. Защита гидросферы от стоков
- 13.3. Защита земель и почвы от загрязнения
- Дкп для почвы по гн 6229-91
- Удельны затраты различных технеологий обезвреживания тбо, долл/т
- 13.4. Защита от радиоактивных отходов
- 13.4. Защита от радиоактивных отходов
- Глава 14 защита от техногенных чрезвычайных опасностей
- 14.1. Общие меры защиты
- Предельное количество вещества, допустимое для промышленного объекта
- Вид и допустимое количество вещества, находящегося на объекте
- 14.2. Защита от пожаров и взрывов
- Глава 11 239
- Глава 14 392
- Глава 16 481
- Глава 17 484
- Значения критической плотности теплового потока
- 14.2.2. Защита на взрывоопасных объектах
- Основные параметры взрыва аэрозолей
- Степень разрушения коммунально-энергетических и технологических сетей
- Степень разрушения коммунально-энергетических и технологических сетей
- 14.2.3. Методология оценки пожаро-, взрывоопасности помещений и зданий
- Удельная пожарная нагрузка помещений в1—в4
- Степени огнестойкости зданий
- 14.3. Защита на химически опасных объектах
- 14.3. Защита на химически опасных объектах
- 14.3. Защита на химически опасных объектах
- Глава 14. Защита от техногенных чрезвычайных опасностей
- 14.3. Защита на химически опасных объектах
- 14.4. Защита на радиационно опасных объектах
- Классификация радиационных аварий (шкала пче5)
- Фазы радиационной аварии и их характеристика
- Критерии для принятия решений об отселении ограничении потрепления загрязненных пищевых продукто
- Критерии для принятия решений об ограничении потребления загрязненных продуктов в первый год после возникновения аварии
- Радиусы зоны упреждающей эвакуации (зона № 1)
- Меры по защите населения (по фазам аварии)
- Глава 15 Защита от стихийных явлений
- Характеристика землетрясений
- Глава 16 защита от терроризма
- Глава 17 защита от глобальных воздействий
- Ядерные взрывы, произведенные в ссср и сша
- Глава 18 мониторинг и контроль опасностей
- 18.1. Мониторинг окружающей среды.
- 18.2. Мониторинг источника опасностей
- Распределение происшествий, не приведших к авариям или инцидентам, по основным категориям (компания «Халлибуртон», Россия, июнь ― декабрь 2002 г.)
- 18.3. Мониторинг здоровья работающих и населения
- 19 Глава государственное управление
- 19.1. Структура управления
- 19.2. Безопасность труда
- 19.3. Охрана окружающей среды
- 19.4. Защита в чрезвычайных ситуациях
- 19.5. Международное сотрудничество