logo
Книга Белова 2011 год

8.10. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта ижизненного пространства

Производственная деятельность человека, общества людей крайне нерациональна и опасна как для окружающей природной среды, так и для человека:

— извлекаемое из недр сырье используется некомплексно, миллиарды тонн «пустой» породы идут в отвалы, загрязняя поверхность Земли, отнимая ее у биосферы;

— несовершенные технологии требуют расхода на единицу продукции многократно излишнего количества энергии и природных ресурсов (по данным показателям Россия лидирует);

— производство энергии осуществляется, как правило, с низким КПД и сопровождается выбросом вредных веществ (оксиды серы, азота, углерода, металлов, пыль и др.), передача энергии также сопровождается загрязнением окружающей среды;

— производимая промышленностью продукция в значительной части обслуживает производство («расход на себя»), либо является транспортом, требующим изъятия природных земель для дорог, загрязняющим и разрушающим окружающую среду; доля продукции для личного потребления значительно меньше;

— сельскохозяйственное производство, в значительной степени механизированное, применяет излишние количества минеральных удобрений и ядохимикатов, сильно загрязняя и разрушая биогеоценозы; источником значительных загрязнений являются животноводческие комплексы;

— очистка выбросов и сбросов смягчает проблему загрязнения окружающей среды и разрушения биогеоценозов, но не решает ее; зачастую технология очистки не решает и проблему отходов, в особенности это характерно для России, где почти нет современных полигонов для переработки и захоронения промышленных отходов;

— высокая насыщенность промышленного и сельскохозяйственного производства концентрированными источниками энергетических воздействий и вредных веществ, несовершенство технологий и изношенность оборудования приводят к высокому риску техногенных катастроф с высокой степенью экологической опасности.

Для обеспечения экологизации деятельности необходимо постоянное и систематическое действие поощрительных, принудительных, компенсационных и превентивных мер. К числу превентивных мер, включающих принудительные элементы, относится экологическая экспертиза.

Для оценки процесса взаимодействия проектируемого техногенного объекта с человеком, селитебной зоной и природой необходима экспертная оценка. Процедура экспертизы проектов вновь создаваемых или реконструируемых объектов состоит из ряда этапов.

Широкое распространение получила так называемая экологическая оценка проектов (экологическая экспертиза), основополагающие требования которой содержатся в гл. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В этой главе выделено несколько видов экологических нормативных требований:

— нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических и биологических веществ, загрязняющих ' атмосферный воздух, воды, почвы;

— нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных химических веществ, а также вредных биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнений согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде;

— нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, обеспечивающих сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного н животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду;

— нормативы ПДУ содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;

— предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, обеспечивающем соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания;

— экологические требования к продукции. Они устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции;

— предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду устанавливаются также при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов;

— нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

Нормативными документами для проведения экологической экспертизы являются ГОСТы, ОСТы, СП, СН, СНиПы, СанПиНы и др.

Экологическая экспертиза должна устанавливать:

— соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;

— полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

— допустимость намечаемой деятельности с точки зрения обеспечения безопасности окружающей среды;

— достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды.

При этом достаточность и объективность оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и принятие необходимых мер по защите окружающей среды является обязанностью заказчика намечаемой деятельности. Такие обоснования должны входить в состав документации, предъявляемой на экспертизу. В соответствии с Законом об экологической экспертизе необходимым условием приема документации на государственную экспертизу намечаемой деятельности является наличие в ее составе материалов оценки воздействия на окружающую среду. Состав документации, предъявляемой на государственную экологическую экспертизу, и ее содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Положением, об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372.

Экологическая экспертиза является составной частью общей экспертизы технической документации. В общей схеме эколого-правового механизма она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний и имеет предупредительное значение, так как совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений требованиям законодательства охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Следует отметить, что проведение экспертизы любого проекта не должно ограничиваться оценкой его влияния на ОС. Важным обстоятельством при оценке проекта являются также этапы вывода из эксплуатации, демонтажа, утилизации и захоронения объекта (например, вывод из эксплуатации АЭС, утилизация и захоронение радиоактивных отходов, химического оружия и т.п.), а также воздействие объекта на человека и природную среду при авариях и стихийных явлениях.

Совокупность процессов создания, эксплуатации и ликвидации объекта принято называть его жизненным циклом.

Очевидно, что уже сейчас необходимо переходить от понятия «экологическая экспертиза» к оценке влияния полного жизненного цикла проекта на человека и природу.

Согласно Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» строительство любых объектов, в том числе АЭС, металлургических заводов или нефтепроводов, может проводиться без предварительной оценки их экологической опасности. Фактически данный Закон отменил государственную экологическую экспертизу и оценку строительных и хозяйственных мероприятии, связанных с жилищным строительством. Государственную экологическую экспертизу он заменил экспертизой проектной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ и оценивающей ее соответствие требованиям технических регламентов. Однако уже в мае 2010 г. на заседании Президиума Государственного совета РФ, посвященного охране окружающей среды, вновь рассматривался вопрос об экологической экспертизе с целью возврата к ней. Д. А. Медведев сказал: «Если мы считаем, что утрата (экологической экспертизы — авт.) привела к тяжелым последствиям, то давайте ее возродим».

В настоящее время проводится подготовка и утверждение технических регламентов.

Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Цель принятия технических регламентов:

— защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с законодательством РФ существуют два вида технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» владельцы и арендаторы нежилых помещений должны представлять декларацию пожарной безопасности в территориальные органы пожарного надзора. Основная задача декларирования — подготовка собственника к эксплуатации своего объекта. Собственник обязан сообщить, что в здании есть система оповещения, сигнализации, пожаротушения и безопасной эвакуации. Для объектов оборонного комплекса, торговых центров, высотных зданий, объектов атомной промышленности необходимо делать расчет пожарного риска. Доля таких объектов невелика — около 0,001%.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.

Разработка технических регламентов по существу реализует идею оценки безопасности продукции, объекта и т. п. в их полном жизненном цикле.

В заключение отметим, что процесс формирования жизненного техносферного пространства весьма сложен. Активное участие в нем принимают все государственные и общественные органы, частные предприниматели, население и др.

Значительные изменения уровней безопасности людей и природы могут возникнуть при освоении новых проектов и модернизации устаревших объектов в регионах техносферы. Процедура согласования уровней безопасности при реализации проектов включает следующие этапы:

I этап — разработчик заявляет о своих намерениях в реализации проекта и предоставляет в органы государственной экспертизы необходимые проектные материалы;

II этап — экспертные органы проводят оценку влияния проекта на селитебные зоны населения и природу. При отсутствии замечаний проект согласуется;

III этап — если экспертные органы устанавливают, что проектом предусмотрено воздействие на селитебные зоны, население и природу, то проект не согласовывается. Возможны доработки проекта по замечаниям органов, проводящих экспертизу, и его повторное рассмотрение.

В отдельных случаях возникают ситуации, когда экономическая целесообразность реализации проекта значительна, а его совершенство по безопасности с использованием современных методов и средств защиты от опасностей не дает необходимого результата. Аналогичные ситуации могут возникать и при значительном использовании в регионе однотипных объектов, каждый из которых безопасен, а их совокупность нет.

В случаях когда невозможно выполнить нормативные требования по безопасности за счет усовершенствования источников опасности (например, антенны радиолокационной станции, ЛЭП и т.п.) или по иным причинам, в техносферном пространстве необходимо использовать специальные меры защиты, реализуемые как разработчиком проекта, так и муниципальным органом. На этом пути возможны следующие продуктивные решения:

— увеличение расстояния между источником опасностей и объектом защиты за счет введения санитарно-защитных зон;

— использование экобиозащитной техники (экраны);

— создание систем централизованного сбора промышленных и бытовых стоков, автомобильных масел и охлаждающих жидкостей, твердых отходов.

Одновременно с разработкой проектов на объектах экономики и техносферного региона должна проводится работа по созданию системы мониторинга опасностей.

Система мониторинга должна охватывать все виды среды обитания человека — природную, городскую, транспортную, производственную и бытовую, и обеспечивать получение необходимой оперативной информации об опасностях и зонах их действия.

Система мониторинга считается достаточной, если население, работающие, руководители объектов экономики и государственных структур получают своевременную, исчерпывающую и достоверную информацию об опасностях, времени и зонах их действия, негативном воздействии опасностей на человека, группы людей, природную среду и техносферу.

Важным звеном в создании качественного техносферного пространства является подготовка работающих научно-технических работников к безопасной эксплуатации объектов экономики, расположенных на территории региона.

Завершающим этапом подготовки объекта экономики к безопасной эксплуатации является процедура его ввода в эксплуатацию.

При вводе объектов экономики или технических средств в эксплуатацию необходимо руководствоваться следующим правилом: «Экобиозащитную технику и иные меры защиты, на объектах экономики в техносфере необходимо вводить в эксплуатацию до или одновременно с началом реализации технологических процессов».

Только в случае своевременного ввода в эксплуатацию защитных мер гарантируется нормативный уровень защиты работающих, населения и природы от техногенных опасностей.

Создание и испытание системы мониторинга опасностей и подготовка работающих и ИТР к безопасной эксплуатации объекта должны быть завершены до ввода объекта в эксплуатацию.

На каждом объекте обязателен утвержденный план ликвидации последствий вероятных ЧС.