logo
Книга Белова 2011 год

Смысловые значения и области применения сигналь­ных цветов и соответствующие им контрастные цвета.

Сигнальный цвет

Смысловое значение

Область применения

Контрастный цвет

Красный

Непосредственная опасность

Запрещение опасного поведения или действия

Белый

Обозначение непосредственной опас­ности

Аварийная или опасная ситуация

Сообщение об аварийном отключении или аварийном состоянии оборудова­ния (технологического процесса)

Пожарная техника, средства про­тивопожарной защиты, их эле­менты

Обозначение и определение мест на­хождения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элемен­тов

Желтый

Возможная опасность

Обозначение возможной опасности

Черный

Предупреждение, предостережение о возможной опасности

Зеленый

Безопасность, безопасные усло­вия

Сообщение о нормальной работе обо­рудования, нормальном состоянии тех­нологического процесса

Белый

Помощь, спасение

Обозначение пути эвакуации, аптечек, кабинетов, средств по оказанию первой медицинской помощи

Синий

Предписание во избежание опас­ности

Требование обязательных действий в целях обеспечения безопасности

Указание

Разрешение определенных действий

Знаки безопасности стандартизированы ГОСТ 12.4.026-2002. Они различаются между собой формой и цветом.

Таблица 11.32

Геометрические формы, сигнальные цвета и смысловые значения основных знаков безопасности

Группа

Геометрическая форма

Сигнальный цвет

Смысловое значение

Запрещающие знаки

Круг с поперечной полосой

Красный

Запрещение опасного поведения или действия

Предупреждающие знаки

Треугольник

Желтый

Предупреждение о возможной опасности. Осторожность. Внима­ние

Предписывающие знаки

Круг

Синий

Предписание обязательных дейст­вий во избежание опасности

Знаки пожарной безо­пасности

Квадрат или прямоугольник

Красный

Обозначение и указание мест на­хождения средств противопожар­ной защиты, их элементов

Эвакуационные и знаки медицинского и сани­тарного назначения

Квадрат или прямоугольник

Зелёный

Обозначение направления движе­ния при эвакуации, спасении, пер­вая помощь при авариях и пожа­рах. Надпись, информация для обеспечения безопасности

Указательные знаки

Квадрат или прямоугольник

Синий

Разрешение. Указание. Надпись или информация.

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин обеспечивается следующими методами:

Эксплуатация грузоподъемных кранов определяется нормативным документом ПБ 10-382—2000 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности R, в пределах которой может упасть груз, определяется по формуле

R = rс + 0,5lr + 0,ЗН,

где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов rс = 0); lг — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину); H — высота подъема груза.

Расчет канатов на прочность осуществляется по формуле

K>P/S,

где К — коэффициент запаса прочности каната при разрывном усилии; Р — допустимое разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату на канат; S — наибольшее натяжение каната (без учета динамических нагрузок), Н.

Величина Л" определяется правилами Ростехнадзора и зависит от типа каната и ПТМ, условий его работы. Так, для промышленных кранов в зависимости от условий работы каната К=3,5+6, для грузовых лифтов без проводника К=8+13, для грузовых лифтов с проводником и пассажирами К = 9+15.

Для защиты от механических травмировании человека механизмами приводов ПТМ (зубчатые, цепные, червячные передачи, валы механизмов ПТМ, соединительные муфты, барабаны, ходовые колеса и т.п.) применяются средства, аналогичные средствам защиты, используемым для технологи­ческого оборудования. Прежде всего для защиты человека от травмирования используются ограждения.

К специальным устройствам безопасности ПТМ относятся ограничители грузоподъемности. Они автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает предельное значение более чем на 10%. В стреловых кра­нах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, учиты­вающие не только массу поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы. Имеется много видов ограничителей, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению.

Противоугонные устройства предназначаются для удер­жания крана, работающего на открытом воздухе, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра. Основным элементом противоугонных устройств являются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредст­вом которых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы.

Применяются и другие специальные устройства безопас­ности, такие, как блокировка люка и дверки кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах, измерители крена на самоходных кранах, ограничители перекоса на мостовых кранах и др.

Такие грузозахватные устройства, как крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты являются особо ответственными деталями ПТМ и изготав­ливаются под форму перемещаемых с их помощью грузов. При их использовании необходим периодический контроль за состоянием рабочих поверхностей (износ, отсутствие тре­щин и дефектов).

Регистрация, техническое освидетельствование и испытание ПТМ и ГЗУ является важнейшим методом обеспечения подъемно-транспортного оборудования и подъемно-транспортных машин. Надзор за безопасностью ПТМ осуществляет Ростехнадзор. Регистрация объектов, где экс­плуатируются краны, должна производиться в соответст­вии с Правилами регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержден­ным постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371. Каждая изготовленная заводом-изготовителем гру­зоподъемная машина должна быть принята отделом тех­нического контроля и снабжена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической докумен­тацией, предусмотренной ГОСТ или ТУ. До пуска в работу грузоподъемная машина подлежит регистрации в органах Ростехнадзора, которые выдают разрешение на ввод ее в экс­плуатацию. Регистрация кранов в органах Ростехнадзора про­изводится по письменному заявлению владельца и паспорта крана. Грузоподъемная машина подлежит перерегистрации после проведения реконструкции машины, ремонта, передачи машины другому владельцу, перестановки на новое место.

Все вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Первичное освидетельствование проводится отделом технического контроля пред­приятия-изготовителя перед отправкой кранов потребителю. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергаться периодическому частичному освидетельствова­нию через каждые 12 месяцев, а полному — через три года. Редко используемые машины (например, краны, обслуживающие производственные помещения только при ремонте) подвергаются полному техническому освидетельствованию через пять лет.

При полном техническом освидетельствовании грузо­подъемная машина подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям; при частичном техническом освидетельствовании — только осмотру. При осмотре уста­навливается надежность каждого узла и элемента машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормозов, аппаратов управления и других устройств, определяется работоспособность приборов и устройств безопасности, крепление канатов, наличие и исправность зазем­ления и электрических блокировок, состояние ограждений, перил, лестниц и т.п.

Статическое испытание грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности в целом и прочности отдельных элементов. У стреловых кранов проверяют грузовую устойчивость под нагрузкой, на 25% превышающей номинальную. Испытание стреловых кранов проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в положении, отвечающим наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100—200 мм. Кран считается выдержавшим испыта­ние, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а также при осмотре крана и грузозахватных устройств не обнаружено трещин, деформации и других повреждений.

Грузоподъемная машина, выдержавшая статическое испы­тание, подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механизмов, тормозов, устройств безо­пасности. При динамическом испытании масса груза должна превышать номинальную на 10%.

Требования к операторам средств транспорта и ПТМ. При эксплуатации средств транспорта и ПТМ необходимо обеспечивать:

— соответствие квалификации оператора уровню тре­бований, предъявляемых к ведению безопасной эксплуата­ции ПТМ;

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. С какой целью применяют местную вытяжную вентиляцию?

  2. Назовите устройства, применяемые для очистки загрязненного воздуха от пыли и капельной жидкости.

  3. Какие способы защиты от вибраций применяют на транспорте?

  4. Как защищают от вибраций человека-оператора?

  5. Назовите параметры, по которым нормируют шум.

  6. Что представляет собой штучный звукопоглотитель?

  7. Как экранируют источник ЭМП?

  8. Как устроены и работают аттенюаторы?

  9. Назовите основные средства защиты от ИК-излучений.

  10. Что определяет класс лазера?

  11. Назовите категории облучаемых лиц, установленные согласно НРБ-99.

  12. Какие меры защиты необходимо использовать при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения?

  13. Назовите опасности, характерные для ПЭВМ.

  14. Перечислите меры защиты от прямого прикосновения к электрической сети.

  15. Как устроены защитные заземление и зануление?

  16. Что такое УЗО? Каковы принципы его реализации?

  17. Каковы роль и области применения тормозных устройств?

  18. Назовите методы обеспечения безопасной эксплуатации ПТМ.