83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
Управление Всероссийской службой медицины катастроф - целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по поддержанию готовности службы, подготовке ее к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреждениями в ходе их выполнения.
Основными принципами управления являются: единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий; оперативность, творчество и высокая организованность в работе; твердость и настойчивость в реализации принятых решении и планов; личная ответственность руководителей службы медицины катастроф за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.
К управлению ВСМК предъявляется ряд требований. Оно должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, квалифицированным и эффективным.
Устойчивость и непрерывность управления достигаются: знанием реально сложившейся обстановки; правильным уяснением задач, поставленных старшими начальниками; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; наличием постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старшими начальниками; обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.
Оперативность управления заключается в знании обстановки и быстром реагировании на ее изменения;. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.
Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руководители) органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др
Эффективность управления в значительной степени обеспечивается субъективными факторами - личностью и стилем работы соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.
Управление - это информационный процесс, который включает следующие три операции (функции):
• получение (добывание) необходимой информации (информации состояния и командной) об объектах управления и окружающей среде;
• переработку полученной (добытой) информации и принятие на основе этого соответствующих решений;
• постановку задач объектам управления (передачу командной информации) и контроль за выполнением принятых решений (отданных распоряжений).
Содержание управления службой медицины катастроф отражает все многообразие и сложность задач, решаемых службой в мирное и военное время, и включает три группы мероприятий:
• мероприятия по поддержанию постоянной готовности службы;
• мероприятия по подготовке медико-санитарного обеспечения в ЧС;
• мероприятия по руководству силами и средствами службы медицины катастроф в ходе выполнения поставленных задач.
Мероприятия, объединенные в эти группы, по содержанию специфичны и существенно различаются. Однако, с точки зрения управления, методы их выполнения остаются практически аналогичными и включают: непрерывный сбор (добывание), изучение, обобщение и анализ данных обстановки; принятие (уточнение) решения и планирование; доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным); организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий; организацию и поддержание взаимодействия; организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи; контроль за выполнением запланированных (намеченных) мероприятий и оказание помощи объектам управления.
Система управления Всероссийской службой медицины катастроф
Руководящими органами Службы на федеральном, региональном и территориальном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии, Всероссийский центр медицины катастроф «Зашита» Министерства здравоохранения Российской Федерации и его филиалы (региональные центры медицины катастроф), территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. На местном уровне функции штаба Службы возлагаются на центры медицины катастроф (где они создаются) или руководство станций (подстанций) скорой медицинской помощи, а на объектовом уровне - на специально назначенных должностных лиц по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195 утверждено Положение о межведомственных координационных комиссиях ВСМК (координирующих органах службы), согласно которому эти комиссии являются руководящими органами ВСМК данного уровня.
Основными задачами межведомственных координационных комиссий (МКК) являются:
• участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести медико-санитарных последствий;
• разработка проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции службы;
• участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности службы;
• решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности службы, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений службы;
• обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений службы к выполнению возложенных на них задач и тд.
Положением определен типовой состав МКК. Так, в состав комиссии федерального уровня входят по должности: Министр здравоохранения Российской Федерации (председатель комиссии); первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (заместитель председателя); заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации (заместитель председателя); президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя); директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»; начальник Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации; руководители медицинских (медико-санитарных) служб Минобороны, МВД, МПС России, Федеральной службы пограничных войск; председатель Центрального Комитета Российского общества Красного Креста и др.
Состав региональных комиссий определяется федеральной МКК службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, представительствами Президента Российской Федерации в Федеральных округах, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС на региональном уровне.
Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов).
В состав указанных МКК входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой; директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Решения, принимаемые МКК в соответствии с ее компетенцией, оформляются протоколом и являются обязательными для всех органов, представленных в комиссии, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов.
Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности, и определять порядок их работы.
На всех уровнях председателями МКК являются начальники службы медицины катастроф Минздрава России (руководители органа управления здравоохранением данного уровня).
Постоянно действующими органами управления ВСМК являются штабы ВСМК. Они осуществляют свою работу на основе Положения о ВСМК, решений соответствующих координационных комиссий. Штабы ВСМК, укомплектованные личным составом, средствами связи и автоматизации, имеющие необходимое оснащение, комплект справочных, учетных и отчетных документов и другие средства, являются пунктами управления. В системе управления штабы ВСМК решают соответствующие задачи в зависимости от режима функционирования РСЧС.
В составе ВЦМК «Защита» имеется штатный штаб ВСМК . Организационно он включает: руководство, оперативное управление, управление организации медико-санитарного обеспечения в ЧС, управление по работе с регионами, отдел организации взаимодействия, учетно-аналитический отдел, отдел материально-технического обеспечения и др.
В состав штаба филиала ВЦМК «Защита» и территориального центра, кроме штатных сотрудников, входят представители органов управления здравоохранением других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.
- 1. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.
- 2. Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- 3. Роль и место рф в мировом сообществе.
- 4. Культура безопасности жизнедеятельности
- 5. Правовые основы мобилизационной подготовки человека и населения.
- 6. Виды, направления, подходы, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- 7. Поражающие факторы современных видов оружия.
- 9. Классификация катастроф по происхождению согласно предложения Всемирной организации здравоохранения (воз).
- 10. Принципы организации го.
- 11. Основные принципы защиты населения.
- 12. Основные понятия, определение и классификация чс (авария, катастрофа, стихийное бедствие).
- 13. Психотравмирующие факторы чс.
- 14. Характеристика угроз жизни и здоровья медицинских работников.
- 15. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
- 16. Характеристика угроз жизни и здоровья пациентов больницы.
- 17. Права и обязанности медицинского работника по воинскому учету.
- 18. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
- 19. Индивидуальные медицинские средства защиты (табельное оснащение сандружинника (цы).
- 20. Эвакуация населения (кто организует, привлекаемые силы и средства, способы и сигналы оповещения).
- 21. Основные элементы оценки медико-санитарной обстановки чс.
- 22. Силы и средства рсчс на объектах экономики, учреждениях, организациях.
- 23. Цель, задачи радиационной разведки. Характеристика приборов дп-5-в, ид-1, дп-22-в, дп-70-м.
- 24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).
- 25. Классификация и характеристика средств защиты органов дыхания.
- 26. Основные принципы и мероприятия по защите населения в чс.
- 27. Фазы развития ч/с различного генеза.
- 28. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при ч/с.
- 29. Факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
- 30. Классификация отравляющих веществ.
- 31. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на муниципальном уровне.
- 31.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на муниципальном уровне.
- 32. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на региональном уровне.
- 32.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на региональном уровне,
- 33. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на окружном (межрегиональном) уровне.
- 33.Организация,задачи,силы и средства рсчс на межрегиональном уровне.
- 34. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на федеральном уровне.
- 35. Организация и принципы построения (рсчс).
- 36. Организация силы и средства ликвидации чс рсчс на объектовом уровне.
- 37. Классификация чс по масштабам.
- 38. Общая характеристика и классификация защитных средств.
- 39. Предназначение, организация, база создания, состав сил и средств санитарной дружины.
- 40. 3Адачи и организация медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
- 41. Постоянно действующие органы повседневного управления рсчс.
- 42. Оснащение санитарного дружинника (цы).
- 43. Санитарная и специальная обработка (определение, задачи, мероприятия).
- 44. Организация рсчс на объектовом уровне.
- 45. Основы организации и мероприятия защиты население в мирное и военное время.
- 46. Санитарная обработка пациентов.
- 47. Силы и средства рсчс на объектовом уровне.
- 48. Система го и основные направления ее деятельности.
- 49. Эвакуация пациентов в чс.
- 50. Режимы функционирования рсчс.
- 51. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений
- 52. Санитарные потери чс (величина, структура и от чего она зависит).
- 53. Современные войны и вооруженные конфликты.
- 54. Классификация и характеристика средств защиты кожи.
- 55. Цели и задачи химического контроля. Характеристика приборов впхр, пхр-мв, мпхр.
- 56. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
- 57. Правила проведения полной санитарной обработки населения, персонала учреждений и больных.
- 58. Органы управления в системе рсчс.
- 59. Организация работы санитарной дружины.
- 60. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга. Нормативные документы, задачи.
- Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
- 61. Принципы построения системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ji-э-о) населения при чс.
- 62. Принципы медицинской сортировки раненых и больных при лечебно-эвакуационном обеспечении (л-э-о) населения в чс.
- 63. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чс.
- 64. Особенности организации лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-м) в случае применения современных видов оружия.
- 65. Режимы функционирования всмк.
- 66. Задачи, принципы организации всмк.
- 67. Органы управления в системе всмк.
- 68. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в чс.
- 69. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чс химической природы
- 70. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений всмк.
- 71. Задачи и организационная структура службы Роспотребнадзора в условиях чс.
- 72. Медико-санитарные последствия чс.
- 72. Медико-санитарные последствия чс
- 73. Медико-тактическая характеристика чс природного характера.
- 74. Принципы организации противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чс.
- 75. Неотложные мероприятия 1-ой врачебной помощи.
- 76. Объем медицинской помощи (определение, кто определяет его, и как меняется в зависимости от медико-тактической обстановки).
- 77. Виды сортировок на этапах медицинской эвакуации.
- 78. Схема развертывания этапа медицинской помощи.
- 79. Первая врачебная помощь (цель, мероприятия, кто оказывает, время).
- 80. Принципы управления всмк.
- 82. Организация противоэпидемических мероприятий в чс.
- 83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
- 84. Основные направления медицинского обеспечения населения в чс.
- 85. Условия, определяющие современную систему лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-о).
- 86. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния мероприятий чс.
- 87. Правовые основы гигиенического воспитания и обучения.
- 88. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения.
- 89. Токсичные химические вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, принципы лечения.
- 90. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
- 91. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического отряда (с-эо).
- 92. Организация, базы создания, состав сил и средств г-э-р (группы эпидемиологической разведки).
- 93. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического бригады (с-э-Бр).
- 94. Задачи и база создания специализированных формирований Роспотребнадзора рф в чс.
- 2.4. Задачи формирования в режиме повышенной готовности:
- 2.5. Задачи формирования в режиме чрезвычайной ситуации:
- 95. Организация, базы создания, состав сил и средств специализированной противоэпидемиологической бригады (с-п-э-Бр).
- 96.0Рганизация, задачи, состав сил средств врачебной бригады службы «03»(скорой медицинской помощи).
- 97. Организация, задачи, база создания, состав сил и средств радиологической бригады.
- 98. Поражающие факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
- 99. Медицинское оснащение санитарного дружинника (цы).
- 100. Классификация аварийно-опасных химических веществ (аохв).
- 101. Определение и виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
- 102. Мероприятия первой врачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
- 103. Медицинское имущество: классификация и характеристики.
- 104. Этап медицинской эвакуации (задачи, база создания, принципы сортировки раненых и больных).
- 105. Медико-тактическая характеристика чс взрыво- и пожароопасного характера.
- 106. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
- 107. Организация всмк на региональном уровне.
- 108. Доврачебная медицинская помощь (задачи, мероприятия, кто оказывает, время).
- 108.Доврачебная медицинская помощь(задачи, мероприятия, кто оказывает, время)
- 109. Медико-тактическая характеристика районов наводнения.
- 110. Первая помощь (цель, кто оказывает, время, мероприятия).
- 111. Виды медицинской помощи (сроки, кто оказывает, мероприятия, где оказывается).
- 1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
- 2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
- 3. При катастрофах с выходом в окружающую среду ахов дополнительно:
- 4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
- 5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
- 112. Первая помощь пострадавшим при химических авариях (цель, мероприятия, кто оказывает).
- 113. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях эпидемий. Понятие о карантине и обсервации.
- 114. Мероприятия первой врачебной помощи при химических происшествиях.
- 115. Критерии оценки санитарно-гигиенического состояния территорий чс.
- 116. Организация, база создания, задачи, состав сил и средств токсикологической бригады.
- 117. Общие принципы оказания неотложной помощи, антидотная терапия.
- 118. Органы управления в системе всмк.
- 119. Ограничительные мероприятия (карантины). Кто устанавливает, показания к установлению.
- 120. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.