logo
Экзамен / MEDKAT_MAZAFAKA

24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной обстановке, в условиях полных и сильных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и местности, возможного затопления.

Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 февраля 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ раздельно:

Для ликвидации последствий ЧС (согласно Постановлению СМ РФ о РСЧС) координирующими органами являются: на территориальном (территория субъекта РФ) уровне - КЧС субъекта РФ; на местном уровне (территория города, района в городе) - КЧС местного самоуправления; на объектовом уровне (территория объекта полиграфии) КЧС объекта полиграфии (КЧС ОП).

Аварийно-спасательными называются работы в очагах поражения, связанные со спасением людей, они включают в себя:

Другими неотложными работами называются работы, обеспечивающие успешное проведение аварийно-спасательных работ. Они объединяют такие работы как:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов обычном снаряжении. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрез­вычайным ситуациям (КЧС), органа управле­ния (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреж­дения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энер­гетических сетях и пожаров, особенностей за­стройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) силь­нодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, прожива­ющее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного рас­пространения ядовитых газов.

Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладыва­ет об аварии и принимаемых мерах ввышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненнос­ти и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует раз­ведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и ру­ководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Экстренная медицинс­кая (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачеб­ная и эвакуация в лечебные учреж­дения для специализированного ле­чения

Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах..." устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

- приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, ока­завшихся в опасности;

— единоначалие руководства;

— оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;

— постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т. е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного са­моуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах..." установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имуще­ства выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепле­ния, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими нео­тложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руково­дитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи приданным формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинс­кому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания ра­бот.