logo
Экзамен / MEDKAT_MAZAFAKA

83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.

Управление Всероссийской службой медицины катастроф - целена­правленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по под­держанию готовности службы, подготовке ее к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреж­дениями в ходе их выполнения.

Основными принципами управления являются: единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; умение анализировать обстановку, делать правиль­ные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий; оперативность, творчество и вы­сокая организованность в работе; твердость и настойчивость в реализации принятых решении и планов; личная ответственность руководителей службы медицины катаст­роф за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

К управлению ВСМК предъявляется ряд требований. Оно должно быть устой­чивым, непрерывным, оперативным, квалифицированным и эффективным.

Устойчивость и непрерывность управления достигаются: знанием реально сложившейся обстановки; правильным уяснением задач, поставленных старшими начальниками; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; наличием постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старши­ми начальниками; обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.

Оперативность управления заключается в знании обстановки и быстром реагировании на ее изменения;. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.

Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руково­дители) органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др

Эффективность управления в значительной степени обеспечивается субъек­тивными факторами - личностью и стилем работы соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.

Управление - это информационный процесс, который включает следующие три операции (функции):

• получение (добывание) необходимой информации (информации состояния и командной) об объектах управления и окружающей среде;

• переработку полученной (добытой) информации и принятие на основе этого соответствующих решений;

• постановку задач объектам управления (передачу командной информации) и контроль за выполнением принятых решений (отданных распоряжений).

Содержание управления службой медицины катастроф отражает все многообра­зие и сложность задач, решаемых службой в мирное и военное время, и включает три группы мероприятий:

• мероприятия по поддержанию постоянной готовности службы;

• мероприятия по подготовке медико-санитарного обеспечения в ЧС;

• мероприятия по руководству силами и средствами службы медицины катаст­роф в ходе выполнения поставленных задач.

Мероприятия, объединенные в эти группы, по содержанию специфичны и суще­ственно различаются. Однако, с точки зрения управления, методы их выполнения ос­таются практически аналогичными и включают: непрерывный сбор (добывание), изу­чение, обобщение и анализ данных обстановки; принятие (уточнение) решения и пла­нирование; доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным); организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий; организацию и поддержание взаимодействия; организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи; контроль за выполнением запланированных (намеченных) меро­приятий и оказание помощи объектам управления.

Система управления Всероссийской службой медицины катастроф

Руководящими органами Службы на федеральном, региональном и территори­альном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии, Всероссийский центр медицины катастроф «Зашита» Министерства здра­воохранения Российской Федерации и его филиалы (региональные центры медицины катастроф), территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. На местном уровне функции штаба Службы возлагаются на центры медицины катастроф (где они создаются) или руководство станций (подстанций) скорой медицинской помощи, а на объектовом уровне - на специально назначенных должностных лиц по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195 ут­верждено Положение о межведомственных координационных комиссиях ВСМК (ко­ординирующих органах службы), согласно которому эти комиссии являются руково­дящими органами ВСМК данного уровня.

Основными задачами межведомственных координационных комиссий (МКК) являются:

• участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести медико-санитарных последствий;

• разработка проектов законодательных и других нормативных правовых ак­тов по вопросам, относящимся к компетенции службы;

• участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности службы;

• решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и дея­тельности службы, в том числе определение перечня, количества, места соз­дания, порядка обеспечения формирований и учреждений службы;

• обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений службы к выполнению возложенных на них задач и тд.

Положением определен типовой состав МКК. Так, в состав комиссии федераль­ного уровня входят по должности: Министр здравоохранения Российской Федерации (председатель комиссии); первый заместитель Министра здравоохранения Россий­ской Федерации - Главный государственный санитарный врач Российской Федера­ции (заместитель председателя); заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации (заместитель председателя); президент Российской академии медицин­ских наук (заместитель председателя); директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»; начальник Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации; руководители медицинских (медико-санитарных) служб Минобороны, МВД, МПС России, Федеральной службы пограничных войск; председатель Центрального Коми­тета Российского общества Красного Креста и др.

Состав региональных комиссий определяется федеральной МКК службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Россий­ской Федерации, представительствами Президента Российской Федерации в Феде­ральных округах, командованием военных округов, федеральными органами испол­нительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанно­стями в ликвидации ЧС на региональном уровне.

Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов).

В состав указанных МКК входят руководители всех медицинских, медико-сани­тарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помо­щи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой; директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствую­щей территории.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Решения, принимаемые МКК в соответствии с ее компетенцией, оформляются протоколом и являются обязательными для всех органов, представленных в комис­сии, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов.

Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящим­ся к ее деятельности, и определять порядок их работы.

На всех уровнях председателями МКК являются начальники службы медицины катастроф Минздрава России (руководители органа управления здравоохранением данного уровня).

Постоянно действующими органами управления ВСМК являются штабы ВСМК. Они осуществляют свою работу на основе Положения о ВСМК, решений соответст­вующих координационных комиссий. Штабы ВСМК, укомплектованные личным со­ставом, средствами связи и автоматизации, имеющие необходимое оснащение, ком­плект справочных, учетных и отчетных документов и другие средства, являются пунктами управления. В системе управления штабы ВСМК решают соответствую­щие задачи в зависимости от режима функционирования РСЧС.

В составе ВЦМК «Защита» имеется штатный штаб ВСМК . Организа­ционно он включает: руководство, оперативное управление, управление организации медико-санитарного обеспечения в ЧС, управление по работе с регионами, отдел ор­ганизации взаимодействия, учетно-аналитический отдел, отдел материально-техниче­ского обеспечения и др.

В состав штаба филиала ВЦМК «Защита» и территориального центра, кроме штатных сотрудников, входят представители органов управления здравоохранением других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.