logo search
Книга Белова 2011 год

Основные характеристики ахов

Вещество

Плотность,

т/м³

ºС

ПДК

мг·мин/л

мг·мин/л

LCt50

мг·мин/л

газа

жидкостей

Аммиак

0,0008

0,681

-33,4

20

15,0

150

Мышьяковистый водород

0,0035

1,64

-62,5

0,1

0,2

6

Фтористый водород

0,0009

0,989

19,4

0,5

4,0

40

Хлористый водород

0,0016

1,191

-85,1

0,5

2,0

24

Бромистый водород

0,0035

1,490

-67,8

2,0

2,4

6

Цианистый водород

0,0009

0,689

25,6

0,1

0,2

150

Сероводород

0,0015

0,964

60,4

0,1

1,0

6

Формальдегид

0,001

0,815

-19,3

0,5

0,6

150

Фосген

0,0035

1,420

8,2

0,4

0,55

6

Фтор

0,0017

1,512

-188,0

0,15

0,1

3,2

Хлор

0,0032

1,533

-34,1

0,6

0,6

3,0

Хлорпикрин

0,0057

1,658

113,0

0,01

0,02

6,0

Хлорциан

0,0021

1,258

12,6

0,75

0,9

20,0

Метиламин

0,0014

0,699

-6,5

-

1,2

11,0

Оксид этилена

0,0017

0,882

10,7

1,0

2,2

-

Хлористый метил

0,0023

0,983

-23,8

-

10,8

25,0

Оксиды азота

-

1,491

21,0

-

0,5

-

Диметиламин

0,0020

0,680

6,9

-

0,2

-

Фосфор трихлористый

-

1,570

75,3

-

3,0

-

Оксид углерода

0,0012

0,968

-191,6

10,0

20,0

37,5

Примечание. В таблице значения пороговых токсодоз приведены для взрослых, для детей они в 4—10 раз меньше. PCt50 — средняя пороговая токсодоза, вызывающая начальные симптомы у 50% пораженных; LCt50 — средняя смертельная токсодоза, вызывающая смертельный исход у 50% пораженных.

В зависимости от поражающего действия на организм чело­века все АХОВ подразделяются на шесть групп.

  1. Вещества с преимущественным удушающим действием. К ним относятся хлор, хлорпикрин, треххлористый фосфор, хлориды серы, фосген и др. Для них главным объектом воз­действия являются дыхательные пути. Некоторые агенты этой группы воздействуют на слизистые оболочки органов дыхания и глаз, вызывают сильное их раздражение, а вслед за этим воспалительно-некротические изменения в слизи­стых оболочках дыхательных путей.

  2. Вещества преимущественно общеядовитого действия. К ним относятся оксид углерода, синильная кислота, оксиды азота, сероводород, цианиды и др. Они способны вызывать острые нарушения энергетического обмена, что в тяжелых случаях может стать причиной гибели пораженных. Для этих веществ характерно бурное течение интоксикации.

  3. Вещества удушающего и общеядовитого действия. К ним относятся сернистый ангидрид, сероводород, акрилонитрил, оксиды азота и др. Они способны при ингаляцион­ном воздействии вызывать токсический отек легких, а при кожно-резорбтивном воздействии могут нарушать энерге­тический обмен.

  4. Нейротропные яды. Это вещества, действующие на генерацию, проведение и передачу нервного импульса. Типичными их представителями являются сероуглерод и фосфорорганические соединения.

  5. Вещества удушающего и нейротропного действия. Типичным и наиболее массовым представителем таких веществ является аммиак. При ингаляционном его воздействии в течение 60 мин с концентрацией 1,5 г/м возникает токсический отек легких, на фоне которого формируется тяже­лое поражение нервной системы. При концентрации 3,5 г/м3 в течение нескольких минут может проявиться общерезорбтивное действие, а в первые же минуты — раздражающее действие, которое вызывает спазмы, угнетение дыхательного центра и сердечной деятельности. В последующем поражение парами аммиака приводит к развитию воспалительных процессов верхних дыхательных путей и токсическому отеку легких. Оказывает выраженное действие на центральную нервную систему, в результате чего появляются возбужде­ние, судороги.

6. Метаболические яды. К ним относятся оксид этилена, бромистый метил, диоксины, метилхлорид, дихлорэтан и др. Отравление такими АХОВ характеризуется отсутствием пер­вичной реакции на яд и сопровождается длительным скрытым периодом. Даже при смертельных поражениях от первых про­явлений заболевания до летального исхода проходят недели, а иногда месяцы. В патологический процесс постепенно вовле­каются многие органы, но ведущими являются нарушения центральной нервной и кроветворной систем, работы печени и почек.

Химически опасными называются такие объекты эконо­мики, на которых хранят, перерабатывают и используют или транспортируют опасные химические вещества и при авариях, на которых может произойти гибель или химическое заражение людей, животных и растений, а также химиче­ское заражение окружающей природной среды. На начало нового тысячелетия только химически опасных промышлен­ных объектов в стране было более 3300. Наиболее химически опасными регионами России являются Башкортостан, Воро­нежская, Волгоградская, Саратовская, Тульская, Нижегород­ская, Архангельская, Ленинградская и Московская области, города Челябинск, Екатеринбург, Дзержинск, Иркутск и др. Только в Нижегородской области имеется 188 таких объектов.

Для выявления степени опасности и масштабов последствий возможных химических аварий, а также выработки научно обоснованных подходов к их предотвращению и (или) уменьшению ущерба от них химически опасные объекты клас­сифицируют. По принятой в РСЧС методике все ХОО под­разделяются на четыре класса опасности:

  1. критический объект;

  2. чрезвычайно опасный объект;

  3. очень опасный объект;

  4. потенциально опасный объект.

Высшим и наиболее опасным является первый класс.

Наряду с объектами, химически опасными бывают и тер­ритории. Принято считать, что если в городе, районе, области имеются химически опасные объекты, то данная админист­ративно-территориальная единица также является химиче­ски опасной. Критерием, характеризующим степень такой опасности, является процент населения, которое может ока­заться в зоне возможного химического заражения. В этом случае все территории также подразделяются по опасности на четыре степени. В зоне возможного химического зараже­ния проживает:

  1. более 50% населения территории;

  2. от 30 до 50% населения;

  3. от 10 до 30% населения;

  4. менее 10% населения территории.

Исходя из приведенных показателей химически опасными можно считать 90% субъектов РФ.

Объекты с химически опасными веществами могут быть источниками следующих воздействий на население в резуль­тате химической аварии: залповых выбросов АХОВ в атмо­сферу; сброса АХОВ в водоемы; «химического» пожара с поступлением токсических веществ в окружающую среду; разрушительных взрывов; химического заражения объек­тов и местности в районе аварии и на следе распростране­ния облака АХОВ; обширных зон задымления в сочетании с токсичными продуктами. Каждый из перечисленных видов опасности по месту и времени может проявляться отдельно, последовательно и в сочетании с другими опасностями, а также может быть неоднократно повторен, в том числе и в различ­ных комбинациях.

Аварии на продуктопроводах (газ, нефть и др.) Основ­ными источниками аварий являются износ трубопроводов, их несвоевременный и некачественный ремонт. Годовой ущерб в России от износа только магистральных трубопро­водов в 2005 г. оценен в 57 млрд. руб., а индивидуальный риск гибели людей при авариях на трубопроводах прибли­жается к значениям, близким к 10 ˉ4 чел /год. Отметим, что при создании магистральных газопроводов и нефтепроводов допустимый индивидуальный риск обычно принимают рав­ным 10ˉ6 чел/год.

Известную многим опасность для населения представляют бытовые газовые баллоны и трубы, расположенные в подвалах зданий старой постройки. Чтобы избежать утечки газа в под­вальных помещениях зданий с образованием взрывоопасной смеси газа с воздухом, газовые конструкции выводят наружу, но периметру здания на уровне первого этажа.

Нарушение правил безопасности при эксплуатации газо­вых систем, и их изношенность приводит к взрывам бытового газа, которые часто сопровождаются разрушением строительных конструкций и гибелью людей.

Транспортные аварии. Они имеют почти всегда техногенное происхождение, но обусловлены, как правило, ошибочными действиями людей. Так, по данным ИКАО причины авиаци­онных катастроф распределяются (%) следующим образом:

ошибочные действия пилотов — 75—80

неправильное управлением полетом с Земли — 3—6

ошибки метеослужб — 5—6

технические неисправности самолетов — 10—12

другие причины — 2—5.

Транспортные аварии происходят внезапно, что делает их непредсказуемыми по времени.

О масштабах гибели пассажиров на транспорте в среднем можно судить по данным, приведенным в табл. 5.26.

Таблица 5.26