При загрязнении местности и помещений тяжелыми металлами
Среди множества тяжелых металлов, таких как тантал, таллий, висмут, свинец, ртуть как бы больше всех имеет отношение к человеку. Этот жидкий серебристо-белый металл используется не только в промышленности, с ним мы сталкиваемся и в быту. Его применяют при изготовлении люминесцентных и ртутных ламп, различных измерительных приборов: термометров, барометров, манометров, для производства амальгам, средств, предотвращающих гниение дерева, в лабораторной и медицинской практике.
В связи со стремительным развитием промышленности поступление ртути в окружающую среду заметно возрастает. Так, только за счет сжигания каменного угля в течение XX века количество ртути, выпавшей на землю вместе с осадками, увеличилось примерно в 10 раз (с 0,7 до 6 г/км2). Велики потери ртути в цветной металлургии, при коксовании угля, производстве хлора, каустической соды. Попадает она не только на землю, но и в виде паров в атмосферу.
Ртуть очень токсична (вредна) для любых форм жизни (для человека, животного и растительного мира).
Острое отравление людей парами ртути обычно связано с авариями на производстве. Немало их происходит и в быту, в результате элементарной нашей безграмотности, беспечности, халатности и пренебрежения мерами безопасности. Особенно усиливается опасность тогда, когда увеличивается площадь испарения. А это происходит при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления.
Вот несколько примеров.
... Более двух недель камчатский г. Елизово жил в напряжении. Были закрыты одна из школ, отделение связи, детский клуб, выселены жильцы из 64-квартир-ного дома, госпитализировано 23 человека. Причина — детские шалости. Пятеро сорванцов, старшему из которых 13 лет, забрались на склад одной из котельных города, где хранились списанные приборы дифманометры, и слили из них ртуть; Жидкого металла, пары которого ядовиты, набралось около полутора литров. Мальчишки разлили его в бутылки, банки и даже в карманы. Несколько дней они играли с ртутью; бросались друг в друга блестящими шариками, натирали монеты, брили в рот. Взрослые не обращали на это никакого внимания. Даже тогда, когда ребята налили на стол учительницы ртуть, та только смахнула ее на пол, словно мусор.
Позже, когда произвели замеры содержания паров ртути в школе, прибор зашкалило. Конечно, начался переполох. Для обеззараживания помещений были подняты формирования гражданской обороны. Немало пришлось потрудиться работникам местной администрации, средствам массовой информации. Чтобы грамотно устранить последствия «ртутного дела», пригласили специалистов из Южно-Сахалинска, Смоленска и Москвы, где уже случалось подобное.
Таков еще один печальный урок беспечности и халатности, безграмотных и безответственных действий взрослых. А вот еще несколько примеров.
В г. Химки (Подмосковье) на улице Чкалова в подвале дома находилась лаборатория, которой пользовались студенты заочного машиностроительного института. Летом ее ликвидировали и при демонтаже оборудования произошла утечка ртути, которую обнаружили только в октябре.
На первом этаже размещалось детское учреждение. При обследовании в организме некоторых детей, посещавших его, обнаружена ртуть. В связи с хронической интоксикацией кое-кого из ребят пришлось положить в больницу.
В г. Ангарске на лестничной площадке 5-этажного общежития нефтехимкомбината была обнаружена разлитая ртуть. Эвакуировано 46 семей (112 чел.).
В г. Калининграде в 13 подъездах 4-этажного дома была разлита ртуть. Концентрация вредных паров доходила до 70 ПДК.
В Москве в одном из частных гаражей обнаружена и изъята одна тонна ртути.
Количество происшествий с ртутью продолжает возрастать. Очень часто в этих инцидентах замешаны дети. А это опасно, печально и тревожно.
Чем все же опасна ртуть, как развивается клиническая картина?
Отравление проявляется через 8 — 24 ч и выражается в общей слабости, головной боли, болях при глотании, повышении температуры. Несколько позже наблюдаются болезненность десен, боли в животе, желудочные расстройства, иногда воспаление легких. Известны даже смертельные исходы.
Хроническая интоксикация (отравление) развивается исподволь и длительное время протекает без явных признаков заболевания. Затем появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, головные боли. головокружения. Одновременно развивается дрожание рук, языка, век, а в тяжелых случаях — ног и, наконец, всего тела.
Что же надо делать, если будет обнаружена ртуть? Во-первых, категорически запрещается находиться в помещениях, где имеют место выделения паров ртути, без средств защиты (промышленного противогаза марки Г, респираторов РПГ-67Г или РУ-60МГ). Не может быть и речи о хранении там продуктов питания или о приеме пищи. Во-вторых, не допускать контакта детей с этим металлом, удалить их из помещения, открыть для проветривания окна и, в-третьих, немедленно поставить в известность о случившемся главного врача санитарноэпидемиологической станции (СЭС), начальника территориального штаба ГО и ЧС (района, города, области), органы здравоохранения и милицию.
Неотложная помощь при тяжелых острых отравлениях. Через рот немедленно обильно промыть желудок водой с 20—30 г активированного угля или белковой водой, после чего дать молоко, взбитый с водой яичный белок, а затем слабительное. При острых, особенно ингаляционных, отравлениях после выхода из зоны поражения пострадавшему необходим полный покой. Затем госпитализация.
При легкой или начальной форме интоксикации немедленно исключить контакт с ртутью или ее парами и направить на лечение в поликлинических условиях.
Демеркуризация. В закрытом помещении случайно пролитую ртуть необходимо собрать самым тщательным образом. Не допускать ее растекания И дробления на мелкие шарики. Для извлечения забившихся в щели капелек лучше всего воспользоваться амальгамированной медной пластинкой или листочками станиоля, к которым капельки как бы прилипают, а точнее растекаются по их поверхности (смачивают). Для нейтрализации обычно используют мыльно-содовый раствор, 20% раствор хлористого железа и перманганата калия. После тщательного выполнения такой работы все места, где капельки еще могли сохраниться, засыпать серным цветом (мелким порошком серы) или алюминиевой пылью, а помещение хорошо и долго проветривать.
- Тема № 1. «обязанности производственного персонала и населения по го и действиям в чрезвычайных ситуациях» немного истории
- Структура рсчс и го
- Основные задачи рсчс
- Силы и средства рсчс
- Права. Обязанности. Ответственность
- Тема № 2. «оповещение о чрезвычайных ситуациях»
- Основа системы оповещения
- Сигнал «внимание всем!»
- Речевая информация
- Локальные системы оповещения
- Тема № 3. « действия при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах» введение
- Стихийные бедствия
- Аварии и катастрофы
- Тема № 4. «аварии на аэс. Радиоактивное загрязнение местности» аварии на аэс
- Загрязнение местности
- Дозы облучения. Лучевая болезнь
- Нормативные документы и их требования
- Дозовые пределы за год, мЗв
- Тема № 5. «обнаружение и измерение ионизирующих излучений» ионизирующие излучения
- Методы обнаружения и измерения
- Единицы измерения
- Единицы ионизирующих излучений
- Дозиметрические величины и единицы их измерения
- Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля
- Бытовые дозиметры
- Радиофобия
- Тема № 6. «ликвидация радиоактивного загрязнения» радиационная разведка
- Радиоактивное загрязнение
- Средства, применяемые для дезактивации
- Особенности дезактивации
- Меры безопасности
- Тема № 7. «действия при обеззараживании. Санитарная обработка людей» что такое обеззараживание?
- Дегазация
- Дезинфекция
- Меры безопасности
- Санитарная обработка
- Тема № 8. «действия населения в зонах радиоактивного загрязнения» характеристика зон радиоактивного загрязнения
- Режимы радиационной защиты
- Действия в зонах загрязнения
- Полеводство в условиях радиоактивного загрязнения
- Режимы содержания животных в зонах радиоактивного загрязнения
- Использование мяса, загрязненного радионуклидами
- Очистка молока от радионуклидов
- Тема № 9. «сильнодействующие ядовитые вещества» понятие о сдяв
- Зоны заражения сдяв
- Защита от сдяв
- Первая помощь пораженным сдяв
- Приборы разведки и определения сдяв
- Ликвидация последствий
- Тема № 10. «средства коллективной и индивидуальной защиты» средства коллективной защиты
- Средства индивидуальной защиты
- Тема № 11. «заполнение и использование защитных сооружений» порядок подготовки защитных сооружений
- Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нем
- Собенности заполнения и поведения людей при переуплотнении убежища
- Обязанности формирований по обслуживанию защитных сооружений
- Использование защитных сооружений в мирное время
- Тема № 12. «повышение защитных свойств дома (квартиры)» вместо предисловия
- Обеспечение своевременного получения оповещения (информации)
- Подготовка дома (квартиры) в противопожарном отношении
- Подготовка на случай техногенных чрезвычайных ситуаций
- Подготовка на случай природных чрезвычайных ситуаций
- На случай криминальной ситуации
- Тема № 13. «принципы и способы эвакуации» нужна ли эвакуация?
- Принципы и способы эвакуации
- Эвакуационные органы
- Подготовка населения к эвакуации
- Правила поведения при эвакуации
- Экстренная эвакуация
- Тема № 14. «противопожарные мероприятия» пожары. Причины возникновения
- Профилактика и меры безопасности
- Средства пожаротушения
- Техническая характеристика некоторых из них:
- Пожар, его локализация и тушение
- Тема № 15. «само- и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях»
- Переломы костей
- Рана, ранения
- Ожоги химическими веществами
- Отморожение
- Шок и обморок
- Солнечный и тепловой удары
- Поражение электрическим током
- Помощь утопающему
- Помощь при поражении сдяв
- Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
- Основы ухода за больными
- Тема № 16. «защита детей в чрезвычайных ситуациях» обязанности взрослых по защите детей
- При стихийных бедствиях
- При авариях и катастрофах
- При загрязнении местности и помещений тяжелыми металлами
- Эвакуация детей
- Средства индивидуальной защиты для детей
- Противогаз пдф-2д
- Противогаз пдф-2ш
- Размер полумаски Высота лица, мм
- Тема № 17. «защита продуктов питания, фуража и воды» общие положения
- Защита продуктов питания и воды в домашних условиях
- Защита продуктов питания и фуража в сельских условиях
- Защита водоисточников, создание запасов воды и порядок ее хранения
- Тема № 18. « защита сельскохозяйственных животных и растений»
- Защита сельскохозяйственных животных
- Ветеринарная обработка животных
- Защита сельскохозяйственных растений
- Тема № 19. « инфекционные заболевания. Правила поведения населения»
- Возникновение инфекционных заболеваний
- Распознавание инфекционных заболеваний
- Основы защиты и правила поведения населения
- Тема № 20. «морально-психологическая подготовка населения для действий в чрезвычайных ситуациях»
- Психологическая готовность
- Предупредить панику
- Чувство долга и ответственности
- Подготовка населения — государственная задача