logo
Документ Microsoft Word (46)

Структура рсчс и го

 

Президент России 12 февраля 1998 г. подписал Закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В нем говорится, что руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

 

Территориальные подсистемы

(республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

 

Функциональные подсистемы

состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по ло­кализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми постав­лены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

 

Ведомственные подсистемы

создаются в министерствах и ведомствах, ме­жотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассо­циациях в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

 

Российская система чрезвычайных ситуаций имеет три уровня управления:

- федеральный, - региональный, - местным (территориальный).

Региональный появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размеще­ны в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Но­восибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для уп­равления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимо­действия территориальных органов исполнительной власти и управления со­предельными республиками, краями, областями в случае возникновения не толь­ко местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом должны стать отделы (секто­ры, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность опреде­ляют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

Отдел является органом управления начальника ГО объекта, на который воз­лагаются: организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пун­ктов о возникновении ЧС; разработка «Плана ГО» и «Плана действий по пре­дупреждению и ликвидации ЧС»; осуществление мероприятий по защите тру­дового коллектива; обучение личного состава формирований ГО, рабочих и слу­жащих; поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрез­вычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подго­товки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы: связи и оповещения, охраны об­щественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и ук­рытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, ав­тотранспортная, материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от спе­цифики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.