logo
Документ Microsoft Word (46)

Психологическая готовность

 

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические пос­ледствия вызывают у людей большую эмоциональную возбужденность, требу­ют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные цен­ности.

Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жиз­ни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях мо­гут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью ис­ключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуе­мым действиям.

От морально-психологической устойчивости бойцов частей, подразделений и невоенизированных формирований ГО зависит в немалой степени, с каким качеством, в какие сроки будут проведены спасательные работы. Должное ли внимание уделяется психологической совместимости при комплектовании от­рядов, команд, групп для отправки в район ЧС? По существу, никакого. В под­разделения включают специалистов, тех, кто на месте работ будет всего нуж­нее. Это главный критерий.

Вот почему руководителям ликвидации последствий аварий, катастроф и сти­хийных бедствий при таком положении все чаще приходится прибегать к помо­щи добровольцев, которые готовы идти в самые опасные места. Так было в Чернобыле, Башкортостане, Арзамасе, где люди шли на риск сознательно, уве­ренные, что способны управлять своим поведением и противостоять воздей­ствию стрессовых факторов.

Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обыч­ных условиях. Так, во время землетрясения в Армении ничем особым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян проявил в ходе спаса­тельных работ высокое самообладание и истинный героизм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезумел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.

У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чув­ство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психо­логический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нару­шается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение — «сердце готово вырваться из груди», спазмы пери­ферических кровеносных сосудов — «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки», «коленки подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий Приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам на­селенного пункта.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обста­новке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-пси­хологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.

Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его при­влечь к какой-либо физической работе и не одного, а в составе группы.

Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека нужны по­стоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержа­нием психологической подготовки является выработка и закрепление необхо­димых психологических качеств. Главным здесь является максимальное при­ближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкрет­ном регионе, населенном пункте или на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опас­ной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практик;) и еще раз практики помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необхо­димые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с населением, а тем более с личным составом формировании (подраз­делений) нужно давать не только словесное описание нужных действий, не ог­раничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать при­емы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нуж­ных упражнений.

В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тру­жеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклон­ному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыруч­ки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирования и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тре­нировках. Опыт ликвидации последствий трагических событий, в которых кон­центрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ре­сурсы общества, должен быть широко использован на занятиях по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплиниро­ванность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности кол­лектива парализует волю.

Так, во время зимовки на станции «Восток» (в Антарктиде) случилось ЧП: в момент, когда температура воздуха упала до 70 градусов мороза, загорелась ди­зель-электростанция. От зимовщиков потребовалось предельное напряжение физических, моральных и умственных сил. Руководитель экспедиции растерял­ся, и здесь появился лидер — мастер буровой бригады. Он взвалил на себя всю ношу вожака. До этого случая был обычным работником, ничем не выделялся. Только чрезвычайная  ситуация высветила в нем человека волевого, с твердым характером, за которым пошел коллектив.