При стихийных бедствиях
Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Вспомним декабрь 1988 г. —землетрясение в Армении, конец мая 1995 г. —Нефтегорск (северный Сахалин). Сколько пострадало детей в домах, учебных заведениях, дошкольных учреждениях?
Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отводятся не только минуты — секунды.
Если первые толчки застали вас дома, то те, кто находился на первых, этажах, должны немедленно взять детей и с ними выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15—20 с. Живущим на втором и последующих этажах — встать в дверных и балконных проемах, прижав к себе ребятишек. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами. Эти места наиболее прочны, здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не разрешайте детям прыгать из окон, с балконов и лоджий. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям.
Как только толчки прекратятся, немедленно покиньте помещение. Не отпускайте детей одних, смотрите, чтобы они не пользовались лифтами — в любой момент могут застрять. Тогда беды не миновать.
Строго следите за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное здание. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите малышей. Толчки обычно происходят через несколько часов, а иногда и суток.
Дети любят пользоваться спичками и зажигалками, свечками и горящими лучинками — не допускайте этого. При утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным жертвам.
Может случиться, первые толчки застали вас на улице. Немедленно как можно дальше отведите детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов — они могут разрушиться.
Работникам детских учреждений и учебных заведений в сейсмически опасных районах следует твердо усвоить, что в момент разрушения или повреждения зданий опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески, дорожные знаки.
Если вы увидели травмированных детей, тут же окажите им первую медицинскую помощь.
Наводнения, которые довольно часто бывают во многих районах Дальнего Востока. Сибири, Южного Урала, нижней Волги, приводят к человеческим жертвам. Чтобы этого не произошло, надо максимально использовать время, которого не так много.
При угрозе затопления работа школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют домой или переводят в безопасные места. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят малышей, детские учреждения и больницы. Если это сделать не удалось, надо поднять ребят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды — и на крыши. Оттуда их следует вывозить на ботах, катерах, баржах, лодках. На плавающие средства входить они должны по одному, ступая на середину настила Во время движения не разрешайте детям меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все дети не окажутся на суше.
В крайних случаях надо предложить каждому ребенку в отдельности воспользоваться надежными подручными средствами — бочками, бревнами, деревянным щитами, дверями, обломками заборов, автомобильными камерами и другими предметами, способными удержать его. Обязательно рядом должен быть взрослый.
Вода может застать вас в поле, в лесу. Что делать? Как можно быстрее вывести детей на возвышенные места. Если нет такой возможности, помочь ребенку забраться на прочное развесистое дерево.
К тонущему ребенку подплывать лучше со спины. Приблизившись; взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.
Если есть лодка, приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и волны. Вытаскивать ребенка из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.
Буря, ураган, шторм, смерч — все это явления, вызванные действием ветра большой разрушительной силы, высокой скорости и значительной продолжительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали.
Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предупреждает о скорости и направлении движения ветра.
После передачи по радио штормового предупреждения детей из домов, учебных заведений, детских дошкольных учреждений не выпускают. Следует запретить ребятам подходить к окнам — они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла. Лучше стать в простенок или отвести детей в коридор. Для защиты можно использовать прочную мебель — письменный стол, шкаф, парту. Как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий.
Нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться.
Если во время бури, урагана вы оказались на улице, быстрее ложитесь на дно канавы, котлована, придорожного кювета, в любое другое углубление, крепко прижмите к себе ребенка. Ею голову прикройте сумкой, портфелем, ранцем, любым другим предметом. Держитесь подальше от зданий и строений.
Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджиях и балконах.
Не разрешайте ребенку браться или наступать на оборванные провода — они могут быть под током.
Предвидев бурю, ураган, снежные заносы, надо позаботиться об аварийных источниках освещения, создать запасы воды и продуктов на 2-3 суток. Подумайте, что в таких условиях может потребоваться детям из питания и одежды. Не забудьте запастись медикаментами и особенно перевязочными материалами. Радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенными, так как по ним будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации.
- Тема № 1. «обязанности производственного персонала и населения по го и действиям в чрезвычайных ситуациях» немного истории
- Структура рсчс и го
- Основные задачи рсчс
- Силы и средства рсчс
- Права. Обязанности. Ответственность
- Тема № 2. «оповещение о чрезвычайных ситуациях»
- Основа системы оповещения
- Сигнал «внимание всем!»
- Речевая информация
- Локальные системы оповещения
- Тема № 3. « действия при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах» введение
- Стихийные бедствия
- Аварии и катастрофы
- Тема № 4. «аварии на аэс. Радиоактивное загрязнение местности» аварии на аэс
- Загрязнение местности
- Дозы облучения. Лучевая болезнь
- Нормативные документы и их требования
- Дозовые пределы за год, мЗв
- Тема № 5. «обнаружение и измерение ионизирующих излучений» ионизирующие излучения
- Методы обнаружения и измерения
- Единицы измерения
- Единицы ионизирующих излучений
- Дозиметрические величины и единицы их измерения
- Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля
- Бытовые дозиметры
- Радиофобия
- Тема № 6. «ликвидация радиоактивного загрязнения» радиационная разведка
- Радиоактивное загрязнение
- Средства, применяемые для дезактивации
- Особенности дезактивации
- Меры безопасности
- Тема № 7. «действия при обеззараживании. Санитарная обработка людей» что такое обеззараживание?
- Дегазация
- Дезинфекция
- Меры безопасности
- Санитарная обработка
- Тема № 8. «действия населения в зонах радиоактивного загрязнения» характеристика зон радиоактивного загрязнения
- Режимы радиационной защиты
- Действия в зонах загрязнения
- Полеводство в условиях радиоактивного загрязнения
- Режимы содержания животных в зонах радиоактивного загрязнения
- Использование мяса, загрязненного радионуклидами
- Очистка молока от радионуклидов
- Тема № 9. «сильнодействующие ядовитые вещества» понятие о сдяв
- Зоны заражения сдяв
- Защита от сдяв
- Первая помощь пораженным сдяв
- Приборы разведки и определения сдяв
- Ликвидация последствий
- Тема № 10. «средства коллективной и индивидуальной защиты» средства коллективной защиты
- Средства индивидуальной защиты
- Тема № 11. «заполнение и использование защитных сооружений» порядок подготовки защитных сооружений
- Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нем
- Собенности заполнения и поведения людей при переуплотнении убежища
- Обязанности формирований по обслуживанию защитных сооружений
- Использование защитных сооружений в мирное время
- Тема № 12. «повышение защитных свойств дома (квартиры)» вместо предисловия
- Обеспечение своевременного получения оповещения (информации)
- Подготовка дома (квартиры) в противопожарном отношении
- Подготовка на случай техногенных чрезвычайных ситуаций
- Подготовка на случай природных чрезвычайных ситуаций
- На случай криминальной ситуации
- Тема № 13. «принципы и способы эвакуации» нужна ли эвакуация?
- Принципы и способы эвакуации
- Эвакуационные органы
- Подготовка населения к эвакуации
- Правила поведения при эвакуации
- Экстренная эвакуация
- Тема № 14. «противопожарные мероприятия» пожары. Причины возникновения
- Профилактика и меры безопасности
- Средства пожаротушения
- Техническая характеристика некоторых из них:
- Пожар, его локализация и тушение
- Тема № 15. «само- и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях»
- Переломы костей
- Рана, ранения
- Ожоги химическими веществами
- Отморожение
- Шок и обморок
- Солнечный и тепловой удары
- Поражение электрическим током
- Помощь утопающему
- Помощь при поражении сдяв
- Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
- Основы ухода за больными
- Тема № 16. «защита детей в чрезвычайных ситуациях» обязанности взрослых по защите детей
- При стихийных бедствиях
- При авариях и катастрофах
- При загрязнении местности и помещений тяжелыми металлами
- Эвакуация детей
- Средства индивидуальной защиты для детей
- Противогаз пдф-2д
- Противогаз пдф-2ш
- Размер полумаски Высота лица, мм
- Тема № 17. «защита продуктов питания, фуража и воды» общие положения
- Защита продуктов питания и воды в домашних условиях
- Защита продуктов питания и фуража в сельских условиях
- Защита водоисточников, создание запасов воды и порядок ее хранения
- Тема № 18. « защита сельскохозяйственных животных и растений»
- Защита сельскохозяйственных животных
- Ветеринарная обработка животных
- Защита сельскохозяйственных растений
- Тема № 19. « инфекционные заболевания. Правила поведения населения»
- Возникновение инфекционных заболеваний
- Распознавание инфекционных заболеваний
- Основы защиты и правила поведения населения
- Тема № 20. «морально-психологическая подготовка населения для действий в чрезвычайных ситуациях»
- Психологическая готовность
- Предупредить панику
- Чувство долга и ответственности
- Подготовка населения — государственная задача