logo search
Документ Microsoft Word (46)

Основные задачи рсчс

 

Российская система предупреждений и действий в ЧС призвана решать зна­чительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфичес­ких вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, ава­рий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, инфор­мационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они ни происходили.

Одна из главнейших задач РСЧС — проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а при их возникновении — защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для это­го МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача — сформировать и внедрить четкую систему экономи­ческих и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетря­сениями, прорывами гидротехнических сооружений, разрывами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры или не проводились, или были малоэффективны. Испол­нительные власти, руководители предприятий и организаций слишком мало уделяли внимания вопросам предупреждения ЧС.

Центральная задача — проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее вре­мя стало больше нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других потенциально опасных районах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальные системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанции, водопроводных станций, некоторых предприятий пище­вой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы — все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Опять, второй год подряд, около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бед­ствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае. Республике Саха.

Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Поисково-спаса­тельной службой МЧС проведено в 1997 г. около 5 тыс. операций, в ходе кото­рых было спасено более 16 тыс. человек.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетво­рительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны. Они должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства. К сожалению, за последнее время внимание к состоянию ГО сильно ослаблено. Кое-где даже прекратили существование ее службы. В Московской области, например, было сокращено более 400 работников, отвечавших за вопросы ГО, в том числе на 120 объектах, попадающих в зону возможного заражения СДЯВ. Нет должного внимания к сохранению пунктов управления, защитных сооружений и систем централизованного оповещения.

Оказание гуманитарной помощи. Эта задача новая, в современных усло­виях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы были достав­лены в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская Республика здесь занима­ет особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продоволь­ствия, медикаментов.

Подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов федера­ции, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы ме­стного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использова­нием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение сво­ими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствую­щего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий со­став спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве, и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Они то ли забыли, то ли не хотят понимать, что главной целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, любая отрасль или система функционировали надежно в самых слож­ных экстремальных ситуациях и не только в военное, а главным образом в мир­ное время. Чтобы аварии, катастрофы и стихийные бедствия приносили мини­мум ущерба, чтобы как можно меньше страдали люди. И решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водопроводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства — словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

Нельзя без боли в сердце вспоминать такой случай. В центре Москвы, в ин­ституте им. Н. В. Склифосовского — одном из ведущих лечебных учреждений страны, — однажды зимой в 22 часа во всех корпусах погас свет, прекратилась подача электроэнергии, остановились приборы, поддерживавшие жизнь больных и пострадавших, не стало воды и тепла. А ведь сюда беспрерывным пото­ком поступали люди, остро нуждающиеся в срочной медицинской помощи.

Как ее оказывать? Без света? При лучине?

Так и выкручивались. Медицинские сестры делали уколы, внутривенные вливания, ставили капельницы, подсвечивая друг другу спичками и зажигалками.

Почему же не оказалось автономного энергоисточника, хотя бы для операционных и реанимационных палат? Почему не удосужились заранее подвести запасной кабель, подающий электроэнергию от другого источника?

Ответ прост. Это преступная беспечность. Нарушены элементарные требования, повышающие устойчивость работы важного объекта. А между тем директор института В.Теряев после такой ЧС как-нибудь среагировал? Нет, никак! Вот где причина множества наших бед.

И последняя задача. Используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропа­ганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО суще­ствует почти во всех странах мира и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот, в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства — это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственных оборонных и защитных мер.

Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций — нет более важной и гуманной зада­чи. Об этом должны помнить все!