4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
защиты населения
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
государственный и приоритетный характер в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности населения в ЧС является Конституция РФ – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
Федеральные законы.
Указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994г. (с изменениями в нем, введенными федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
Согласно этому закону в РФ создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС).
Настоящий Федеральный закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС.
Он определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.
Закон состоит из восьми глав и устанавливает:
задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
гласность и информацию о ЧС;
принципы функционирования МЧС РФ;
порядок подготовки населения;
порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий, а также государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения;
полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, их обязанности, права и обязанности организаций, населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, а также по месту жительства.
Целями данного федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития ЧС;
снижение размеров ущерба и потерь от ЧС:
ликвидация ЧС.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации
- 1.1.2. Среда обитания человека
- 1.1.6. Факторы риска
- 1.1.7. Патологические состояния организма человека
- 1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде
- 1.2.1. Безопасность жизни человека
- 1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
- 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
- 2.1. Национальная безопасность России
- 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
- 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
- 2.1.3. Система национальных интересов России
- 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
- 2.1.5. Государственный материальный резерв
- 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
- Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
- 2.2. Современные войны и средства поражения
- 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
- 2.2.2. Определение и классификация войн и
- 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
- 3. Безопасность общества и личности
- 3.1. Основы организации системы безопасности
- 3.1.1. Безопасность общества и личности
- 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
- 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
- 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
- Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
- Аварии на автомобильном транспорте.
- Аварии на железнодорожном транспорте.
- Правила безопасности на водном транспорте.
- Меры безопасности при купании.
- 3.1.9. Безопасность жизни детей
- Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
- 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
- 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
- 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 — фз от 12.02.1998г.
- Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
- 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
- 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
- Организация оповещения населения.
- Эвакуация населения.
- 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
- 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
- 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
- 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
- 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
- 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.2.2. Защитные сооружения
- 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
- 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
- 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
- 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
- 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
- 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
- 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
- 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
- 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
- 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
- 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
- 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
- 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
- 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
- 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
- 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
- Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
- Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы: