logo
Uch_dlya_studentov_BZhCh

4.1.2. Система защиты населени от поражающих

факторов чрезвычайных ситуаций

Для организованной защиты граждан, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Она была создана согласно Федеральному закону РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21.12.1994г.изменениями в нем, введенными федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 года было утверждено "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций":

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) решает вопросы, с помощью комплекса мероприятий, по защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства в мирное время от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи, которые выполняет РСЧС:

Организационная структура РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней (рис):

Региональный состав РСЧС включает регионы:

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и ведомствах федерального подчинения для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.).

В субъектах РФ созданы территориальные подсистемы которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

РСЧС каждого уровня включают в себя:

Координирующими органами единой системы являются:

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

Органами повседневного управления единой системы являются:

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС:

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации

Основу сил постоянной готовности составляют:

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

К этим силам и средствам относятся силы и средства:

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть ЧС, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера могут привлекаться силы и средства гражданской обороны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.