1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации
Жизнь человека
Термин «безопасность жизнедеятельности» немного не точно передаёт смысл исследуемого вопроса, и не показывает, к кому он относится, где всё это происходит. Получается, что деятельность человека существует отдельно от жизни, а жизнь человека это не что иное, как отдых - это в корне не верно.
Поэтому точнее будет выражение «Безопасность жизни человека в окружающей среде», о чём будет сказано ниже.
Жизнь человека – это состояние его организма от момента начала деления оплодотворённой сперматозоидом яйцеклетки до прекращения обмена веществ в тканях и клетках (наступление смерти).
Жизнь человека состоит в основном из двух видов существования:
деятельность (труд, работа);
отдых.
Человек существует в процессе жизни, непрерывно взаимодействуя с окружающей средой в целях удовлетворения своих потребностей.
Деятельность - это часть жизни человека необходимая для удовлетворения своих творческих, научных потребностей и получения средств к существованию путём активного взаимодействия с окружающей средой.
Синонимами деятельности являются труд, работа.
В современном мире человек всё больше страдает от им же созданных опасностей, которые появляются в результате его деятельности.
Всякая деятельность включает в себя:
цель;
средство;
результат;
процесс деятельности.
Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и может закончиться потерей трудоспособности или смертью человека.
Человек осуществляет свою деятельность в условиях окружающей среды, которая является частью биосферы.
Отдых – это часть жизни человека необходимая для восстановления сил, затраченных на деятельность.
Отдых может быть активный и пассивный.
К активному отдыху можно отнести занятия физической культурой, прогулки, посещения культурных заведений, занятия рукодельем и др.
К пассивному отдыху можно отнести созерцание чего-либо (природы, телевизора, спортивных мероприятий), чтение литературы, сон и др.
Человек. Кто он такой? Какое место он занимает среди всего живого на нашей планете?
В принципе человек - это млекопитающее животное, которое благодаря эволюционному пути развития (господствующая точка зрения в науке, хотя есть и другие) получил возможность развить свой мозг до степени человека разумного (homo sapiens). Благодаря этому он стал самым умным видом, но далеко не самым сильным, ловким, зорким и т. д. Но всё-таки, в общем, получил преимущество над другими живыми существами и завоевал практически всю биосферу.
Вся история жизни человека на земле показывает, что борьба с опасными природными явлениями и с животным миром пока была успешной и дала возможность человеку расселиться по всему земному шару до наибольшего количества (более семи миллиардов человек) за всю историю существования человечества.
А давайте подумаем, сможем ли мы все - люди, живущие на планете земля, противостоять глобальным по масштабу природным катаклизмам, которые с определённой периодичностью повторяются?
Например, падение на землю метеорита может привести к повышению температуры на земной поверхности на несколько тысяч градусов. Вся вода, имеющаяся на поверхности земли, испарится и превратится в плотный слой облаков, которые, вместе с поднявшимся огромным количеством пыли, на долгие месяцы или даже годы закроют земную поверхность от проникновения солнечных лучей.
Или мощное и длительное извержение одного или нескольких вулканов также на долгие месяцы может закрыть землю плотным слоем пепла и газа, затем наступит длительная зима с гибелью всей растительности на земле. Затем начнут гибнуть растительноядные животные, за ними плотоядные. Количество продуктов питания резко снизится, что приведёт к угрозе гибели определённой части человечества. Сможем ли мы пережить подобные катаклизмы?
Мы, современные люди, уже начинаем понимать, что происшедший за последние два века технический прогресс, который принёс множество благ определённой части человечества, в тоже время грозит нам опасными техногенными (антропогенными) чрезвычайными ситуациями.
Известно, что любое действие человека имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Давайте рассмотрим, что дал всему населению нашей планеты и каждому человеку в отдельности технический прогресс.
Дал много положительного:
свободу передвижения;
облегчил труд;
позволил поднять производство всего необходимого для человека до таких масштабов, которые называются перепроизводство;
люди полетели в космос;
очень быстро прогрессирует медицинская наука и др.
И что, человек от этого стал здоровее, крепче, выносливее?
Оказывается, нет. Растёт количество хронических болезней.
Каждое новое поколение начинает в более раннем возрасте заболевать хроническими наследственными болезнями.
Количество зависимых от наркотиков (включая алкоголь и курение), компьютерных игр, сотовых телефонов, хождений по магазинам за не нужным количеством одежды, обуви и др. неизменно растёт.
Физическая форма и активность людей в большей своей массе уменьшается.
Большинство людей, встав утром с постели, позавтракав или нет, спускаются на лифте на первый этаж, где у подъезда их ждёт автомобиль или общественный транспорт. На работе, просидев в кресле рабочее время, отправляются домой на транспорте и лифте.
После плотного ужина, удобно расположившись в кресле или на диване, развлекаются, пока не уснут.
Время, затраченное на домашний труд, сокращено до минимума (стиральная и посудомоечная машина, готовое питание из магазина).
Количество людей сознательно и активно занимающихся физической культурой из поколения в поколение сокращается.
Занятия физической культурой в школе дают малый эффект, о чём говорят статистические данные военкоматов о физической форме призывников. В ВУЗах эти занятия отходят на второй и третий планы. Многие разными способами вообще освобождаются от них. Уж про самостоятельные занятия физкультурой говорить не приходится.
Это приводит к тому, что мышечная масса на теле человека сведена до минимума. Значит, страдает позвоночник при слабом мышечном корсете. В неподвижном состоянии, когда не работает поперечнополосатая мускулатура, или она слаба, наступает венозный застой, что нарушает отвод продуктов обмена веществ из организма.
Результатом этого и многого другого становится плохое здоровье и раннее старение.
Давайте рассмотрим состояние демографии в России. Чётко прослеживается тенденция на самоуничтожение. Ежегодно десятки и сотни тысяч, в первую очередь, мужчин, да и женщины не отстают, гибнут или получают травмы на дорогах, от употребления суррогатного алкоголя, других наркотиков, в бытовых драках, от других причин. По-другому можно сказать, что граждане нашей страны всеми возможными силами издеваются над своим организмом, а, когда здоровье утрачивается, винят во всём медицину.
Резюме. Если хочешь быть по максимуму здоровым:
всю жизнь занимайся физическими (динамическими) нагрузками;
умеренное, как можно более разнообразное питание (ни каких моно диет и других диет без назначения врача-диетолога);
сократи до минимума, а лучше исключи из употребления алкоголь, курение и другие наркотики;
пользуйся советами профилактической медицины.
И тогда, при условии хорошей наследственности, каждый человек может прожить максимальное количество лет жизни!
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации
- 1.1.2. Среда обитания человека
- 1.1.6. Факторы риска
- 1.1.7. Патологические состояния организма человека
- 1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде
- 1.2.1. Безопасность жизни человека
- 1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
- 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
- 2.1. Национальная безопасность России
- 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
- 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
- 2.1.3. Система национальных интересов России
- 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
- 2.1.5. Государственный материальный резерв
- 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
- Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
- 2.2. Современные войны и средства поражения
- 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
- 2.2.2. Определение и классификация войн и
- 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
- 3. Безопасность общества и личности
- 3.1. Основы организации системы безопасности
- 3.1.1. Безопасность общества и личности
- 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
- 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
- 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
- Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
- Аварии на автомобильном транспорте.
- Аварии на железнодорожном транспорте.
- Правила безопасности на водном транспорте.
- Меры безопасности при купании.
- 3.1.9. Безопасность жизни детей
- Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
- 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
- 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
- 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 — фз от 12.02.1998г.
- Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
- 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
- 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
- Организация оповещения населения.
- Эвакуация населения.
- 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
- 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
- 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
- 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
- 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
- 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.2.2. Защитные сооружения
- 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
- 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
- 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
- 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
- 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
- 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
- 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
- 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
- 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
- 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
- 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
- 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
- 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
- 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
- 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
- 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
- Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
- Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы: