logo
Uch_dlya_studentov_BZhCh

5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций

Значительное увеличение номенклатуры, общего количества эксплуатируемой медицинской техники, а также внедрение в медицинскую практику многофункциональных комплексов и автоматизированных систем с использованием средств вычислительной техники и микропроцессоров требуют нового подхода к обеспечению безопасности применения изделий медицинской техники. Усложнение медицинской техники требует повышения квалификации обслуживающего персонала, то есть высокого уровня подготовки и обучения его. Персонал обязан знать и выполнять требования эксплуатационной документации, стандартов, инструкций, настоящих правил, а также обладать необходимыми навыками эксплуатации медицинской техники для обеспечения безопасности пациента, персонала и окружающей среды.

К структурным подразделениям медицинских организаций относятся:

Требования безопасности к персоналу при работе в структурных подразделениях медицинских организаций изложены в соответствующих Типовых инструкциях по охране труда и Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии для каждого подразделения.

На руководителей структурных подразделений возлагается создание и обеспечение на вверенных им участках безопасного производства работ в соответствии с действующими правилами и нормами.

Персонал и пациенты могут подвергаться опасным и вредным воздействиям.

Они по природе воздействия на медперсонал. подразделяются на следующие группы:

Безопасность работ в структурных подразделениях здравоохранения должна достигаться:

Общие требования безопасности при эксплуатации медицинской техники:

    1. Безопасность медицинских услуг

      1. Доступность и качество медицинской помощи

Качественная медицинская помощь - это совокупность медицинских услуг (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных), каждая из которых также должна быть доступной и направленной на выздоровление пациента.

Это одна из ключевых категорий и одновременно серьезная проблема сферы здравоохранения.

Проблема эта имеет:

Итак, качественная медицинская помощь с точки зрения пациента это:

Когда у человека возникает некая жизненная проблема, он для ее разрешения определяет способы её решения и средства. Когда речь идет о проблеме здоровья таким способом и средством является качественная медицинская помощь. Однако для того, чтобы ее получить, необходимо представлять себе, что это за явление, то есть знать ее ключевые признаки (характеристики).

Оценки качества в разных сферах человеческой деятельности (а медицинская помощь представляет собой «деятельность по ремонту биологических систем человеческого организма») регламентированы международными стандартами ИСО 9000, которые распространяются на сферу производства и услуг, в том числе, услуг медицинских.

С точки зрения этих стандартов «качество медицинской помощи» (qualityofmedicalcare) - это совокупность характеристик, отражающих своевременность и правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Качественная медицинская помощь имеет минимум семь признаков:

  1. Адекватность. Это означает, что все оказываемые пациенту медицинские услуги направлены именно на решение той проблемы с его здоровьем, которая фактически существует. Человеку может быть оказан ряд качественных медицинских услуг, но если они проведены в направлении, не связанном с реальной проблемой здоровья конкретного человека медицинская помощь ему оказывается некачественная по критерию адекватности.

  2. Доступность. Это характеристика качественности медицинской помощи, предоставляемой не конкретному человеку, а населению той или иной территории. Если большая часть нуждающихся в определенных медицинских услугах граждан не имеют к ним реального доступа, медицинская помощь, предоставляемая системой здравоохранения (территории, государства) является некачественной по критерию доступности.

  3. Преемственность и непрерывность. Медицинская помощь представляет собой, как уже было сказано, последовательность взаимосвязанных медицинских услуг (профилактика - диагностика - лечение - реабилитация), которые объедены в общее понятие оказание медицинской помощи. Если человеку оказана (пусть очень качественно) лишь часть из них (например, проведена современная эффективная диагностика, но лечение не осуществлено, либо при наличии современных технологий проведено устаревшими методами).

  4. Эффективность. Качественная медицинская помощь должна дать определенный положительный результат в отношении здоровья пациента. Отсутствие эффекта от совокупности даже блестяще проведенных медицинских услуг позволяют в большинстве случаев сделать вывод о некачественности медицинской помощи в целом по критерию ее эффективности. Исключением являются не частые случаи, когда медицина оказывается действительно бессильна.

  5. Безопасность. Медицинские услуги в большинстве своем - это вмешательства в деятельность очень сложной системы, которым является человеческий организм. Всегда существует вероятность, что вмешательство приведет не к тем результатам, которые предполагались, и состояние здоровья пациента от него не только не улучшится, но даже ухудшится. Качественная медицинская помощь не может вызывать в результате ее осуществления ухудшения показателей личной внутренней безопасности человека. Качественная (безопасная) медицинская помощь не должна вызывать возникновения у человека новых заболеваний и патологических состояний или вызывать обострения имеющихся. Классический и достаточно частый пример некачественной медицинской помощи по критерию безопасности - развитие у пациентов во время госпитализации в дополнение к основному заболеванию так называемых «внутрибольничных инфекций.

  6. Своевременность. Качественная медицинская помощь предполагает такую организацию взаимодействия человека со службами здравоохранения и такую технологию лечебно-диагностического процесса, которые обеспечивают возможность своевременного обращения человека за помощью и возможность после обращения пациента оказать ему услуги в оптимальный промежуток времени.

Наиболее яркие примеры несвоевременности медицинской помощи встречаются в области онкологии, где до 40% заболеваний выявляются в уже неоперабельных стадиях.

В условиях России проблемы своевременности это:

  1. Способность удовлетворять ожиданиям и потребностям пациента. Каждый человек, обращаясь за медицинской помощью, имеет определенный объем ожиданий (отношения к нему и к его проблемам со стороны медработников, представления о том, где, кем, когда и как должна оказываться помощь). Эти ожидания бывают удовлетворены, бывают не удовлетворены. Критерий удовлетворенности пациента от взаимодействия с процессом и результатом оказания медицинской помощи должен базироваться на представлениях о том, что относится к правомерным притязаниям пациента в сфере медицинской помощи. Как уже упоминалось выше, к правомерным притязаниям пациента относятся его ожидания признания, соблюдения и защиты его прав и законных интересов. Соблюдение прав и законных интересов пациента может в силу неосведомленности человека не входить в объем его ожиданий, но таковые (независимо от его правовой и медицинской культуры) относятся к объективным потребностям его личной безопасности. По этой причине признаком качественной медицинской помощи является, в том числе, и соблюдение прав пациента, в первую очередь, права выбора медицинской организации и права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Итак, качественная медицинская помощь - это медицинские услуги, оказанные в соответствии с имеющейся у человека заболеванием, соответствующие современным достижениям медицинской науки и практики, осуществленные своевременно, в необходимой последовательности, обеспечившие положительный эффект и не приведшие к ухудшению здоровья пациента, удовлетворившие правомерные притязания пациента.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются согласно ФЗ РФ №323 от 21.11.11 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":

      1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы

Проблема повышения устойчивости и выживания больницы при существующих угрозах жизни и здоровью пациентов находящихся в стационаре, становится актуальной при внештатных внешних и внутренних ситуациях различного рода.

Развитие медицины и научно-технический прогресс ведут к росту числа, разнообразия и тяжести патологических процессов, связанных с деятельностью системы здравоохранения. На сегодняшний день не существует абсолютно безопасных для пациента методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний. Арсенал методов лечения становится все более «агрессивным» по отношению к больному. Кроме того, научно-технический прогресс в медицине постоянно повышает роль человеческого фактора в реализации возможных негативных последствий (риска) медицинских воздействий. В современных условиях основополагающий принцип врачевания «не навреди» часто не подтверждается тревожными сигналами о неблагоприятных исходах лечения, случаями оказания ненадлежащей медицинской помощи, ухудшением здоровья и инвалидизацией пациентов в результате контакта с системой здравоохранения.

Для России проблема обеспечения безопасности пациентов более чем актуальна. На I Национальном Конгрессе терапевтов в Москве (1-3 ноября 2006 года) прозвучала информация: каждый третий диагноз, который ставится российскими врачами своим пациентам, впоследствии признается ошибочным. По данным специальных исследований выявлено, что врачебные ошибки в 80–85 % случаев являются причиной осложнений заболеваний, зачастую приводящих к тяжелому клиническому, а иногда летальному исходу. Существенное значение риск-менеджмент в здравоохранении имеет в системе управления качеством медицинской помощи, и в первую очередь — в предупреждении и сокращении медицинских дефектов и врачебных ошибок. Прогнозирование, диагностика, профилактика риска врачебных ошибок должны стать приоритетом в управлении качеством медицинской помощи и обеспечении безопасности пациентов.

Управление рисками (риск-менеджмент) - это система мер, целью которых является уменьшение повреждающего или уничтожающего воздействия опасности на здоровье, жизнь, имущественное, финансовое положение рискующего и т. д.

Приоритетом управления рисками в медицине является управление качеством лечебно-диагностического процесса и тем самым - обеспечение медицинской безопасности пациента. Главными инструментами риск-менеджмента в здравоохранении являются:

Разработана классификация рисков существующих в здравоохранении для пациентов:

1. Социально-политические риски:

2. Риски, связанные с управлением:

3. Профессиональные (медицинские) риски, связанные с гражданско-правовой ответственностью:

5. Прочие риски:

С помощью этой классификации рисков в здравоохранении проведем анализ угроз жизни и здоровью пациентов в наиболее жизненных ситуациях медицинской практики. Врачебные ошибки могут быть допущены на всех этапах взаимоотношений с пациентом. Наибольшие опасности таятся в ошибках диагностики.

Диагностические риски. Существует множество классификаций ошибок диагностики. При этом их суть сводится к подразделению ошибок на субъективные и объективные.

В целом к объективным причинам врачебных ошибок представляется возможным отнести:

Субъективными причинами ошибочной тактики врача являются:

К сожалению, как показывает практика, роль субъективных факторов в обеспечении безопасности пациентов более чем значительна. На их долю в диагностике приходится до 60–70 % всех врачебных ошибок.

Чаще всего ошибки совершаются этапе постановки диагноза вследствие:

Ошибки, допущенные врачом при постановке предварительного диагноза, значительно затрудняют постановку правильного клинического диагноза, усиливая тем самым заблуждение врача. Ошибки, вызванные врачебным незнанием, наиболее многочисленны и особенно ответственны по своей интерпретации. В каждом отдельном случае вопрос об отнесении действий врача к ошибке, особенно при дифференциации незнания, обусловленного недостаточной квалификацией и элементарным медицинским невежеством, решается исходя из конкретных особенностей течения болезни, длительности наблюдения, возможностей обследования. Молодые врачи часто ошибаются из-за отсутствия опыта, более опытные - из-за его переоценки и снижения квалификации. Риском многих ошибок в диагностике является оценка данных лабораторно-инструментальных и аппаратных исследований. Врачи не задумываются над тем, что возможность ошибки бывает заложена не только в аппарате и реактиве, но и в тех, кто выносит соответствующее заключение.

Недочеты в использовании лабораторно-инструментальных исследований носят двоякий характер:

Если неназначенные исследования в основном относятся к инструментально-аппаратным методам диагностики (бронхоскопия, сканирование и т. п.), то ненужные чаще всего связаны с лабораторными анализами. Если неназначенные исследования служат, как правило, предметом критических замечаний, то ненужные исследования не анализируются и игнорируются.

Кроме того, научно-технический прогресс в медицине и внедрение в клиническую практику целого ряда современных, в том числе инвазивных, методов исследования сделали больных более уязвимыми в отношении возможных осложнений вследствие различных врачебных инструментальных манипуляций. С учетом перечисленных обстоятельств особое значение приобретает выбор оптимального, т. е. целенаправленного и селективного, диагностического исследования с учетом особенностей конкретной ситуации, специфичности и чувствительности метода, его потенциальной опасности, доступности, экономичности т. д.

Лечебные риски. Среди опытных врачей зачастую бытует мнение, что если диагноз сформулирован правильно, то последующее лечение больного является в основном, лишь соблюдением общепринятых методик и технологий. Представляется, что это глубоко ошибочное мнение, поскольку выбор технологий лечения, определение тактики лечения является сложным и динамичным процессом.

Ошибки в лечении чаще совершаются молодыми врачами, что связано с недостаточной подготовкой в части системного подхода в процессе выбора технологий, логическому переходу в процессе лечения от одного состояния тяжести заболевания к другому.

Основными рисками ошибок в процессе лечения являются:

Лечебные риски включают весьма широкий перечень возможных осложнений при большой группе медицинских вмешательств. Наиболее актуальными из них являются риски: хирургические, анестезиологические, фармакотерапевтические (медикаментозные), риски, связанные с переливанием крови и др. Осложнения хирургических вмешательств и других физических воздействий на организм встречаются значительно реже по сравнению с диагностическими рисками. Они изначально являются более очевидными для оценки существующей опасности и возможных негативных исходов, что определяет у оперирующих хирургов осторожность и весьма высокий уровень ответственности.

Наиболее тяжелые осложнения в хирургической практике имеют место при неоправданно широких операциях, случайных повреждениях органов. Чреваты тяжелыми осложнениями вмешательства, связанные с анальгезией и наркозом, реанимационными пособиями. Один укол нестерильной иглой шприца, ранее использованной для инъекции инфицированному пациенту, сопряжен с риском передачи гепатитов В, С и ВИЧ инфекции. Особую группу риска составляют пациенты, которым проводятся гемотрансфузии.

Медикаментозные (фармакотерапевтические) риски в большей или меньшей степени присутствуют практически в каждом случае назначения лекарственной терапии. Согласно определению ВОЗ побочное действие лекарственных средств - это вредные, нежелательные эффекты, которые возникают при использовании доз лекарственных средств, рекомендованных для профилактики и лечения заболеваний, а ряд современных высокоэффективных препаратов у отдельных больных способны вызвать скрытые или явные повреждения организма.

Выделяют четыре типа побочных эффектов лекарств:

  1. тип А (80 % случаев) - предсказуемые реакции, связанные с фармакологической активностью лекарственных средств, могут наблюдаться у любого пациента (токсичность, связанная с передозировкой препарата);

  2. тип В - нечастые, непредсказуемые реакции, встречающиеся только у чувствительных людей (лекарственная непереносимость, гиперчувствительность);

  3. тип С - реакции, связанные с длительной терапией (лекарственная зависимость: физическая или психическая);

  4. тип D - канцерогенные, мутагенные и тератогенные эффекты лекарственных средств.

Проблема лекарственной безопасности усугубляется многочисленными факторами риска развития медикаментозных осложнений, среди которых наиболее значимыми являются:

Профилактические риски. Следует признать, что абсолютно безопасных вакцин нет, в связи с этим вакцинопрофилактика является одним из медицинских рисков. Введение в организм человека вакцины - это настоящее медицинское вмешательство или медицинский риск, который помимо выработки специфического иммунитета порой сопровождается различными отрицательными реакциями организма. Следует отметить, что, с точки зрения сохранения равновесия в организме, вакцин, не вызывающих побочных реакций, практически не существует.

Инфекционные риски предполагают возникновение инфекции у пациентов, госпитализированных в лечебно-профилактическое учреждение по поводу любого соматического заболевания. Такие инфекции называют внутрибольничными инфекциями.

Внутрибольничные инфекции (ВБИ) - это инфекции, развивающиеся у пациента стационара или любого другого медицинского учреждения и не присутствующие у него на момент госпитализации.

К ним относятся также инфекции, приобретенные в стационаре, но проявившиеся только после выписки.

Причинами вспышек ВБИ являются:

Более 80 % случаев инфицирования в здравоохранении приходится на четыре типа инфекций, связанных с конкретными и хорошо известными факторами риска:

Не всегда грамотно продуманные стратегия и тактика применения антибиотиков и химиопрепаратов для лечения и профилактики заболеваний способствуют появлению лекарственной устойчивости микроорганизмов. Наряду с этим в распространении ВБИ определенную роль могут играть диагностические (бронхоскопия, гастроскопия, цистоскопия и др.) и лечебные (гемодиализ, использование наркозной аппаратуры, интубация и др.) процедуры, при которых стерилизация сопряжена с большими трудностями.

В связи с этим в профилактике ВБИ большое значение имеют методы асептики и активной химической антисептики, используемые для:

Безусловно, нарушение санитарно-гигиенического режима в ЛПУ приводит к росту заболеваемости и возникновению вспышек ВБИ, что наиболее характерно для респираторных и кишечных инфекций. Одним из приоритетов в профилактике ВБИ является обеспечение безопасности донорской крови.

Психогенные (психоэмоциональные) риски, как правило, выходят за рамки чисто медицинской деятельности и сопряжены с деонтологическими, этическими, экономическими, юридическими и другими проблемами. Эти аспекты психогенных рисков требуют особенно осторожного и мягкого решения у больных в безысходно тяжелом состоянии, нуждающихся в паллиативной помощи, а также у их родственников.

Развитие психогенных рисков с негативными последствиями нередко бывает обусловлено не до конца продуманным информированием больного и родственников о состоянии больного в целом, необратимости характера заболевания, неутешительных перспективах лечения и т. д. Так, при объективной оценке состояния больного и прогноза (и не только у паллиативных больных), врач может невольно спровоцировать потерю у пациента мотивации лечения, даже симптоматического, что, в свою очередь, может привести к ухудшению как соматического, так и психического состояния.

Психогенную безопасность целесообразно формировать в лечебно-профилактическом учреждении дифференцированно в возрастном и половом аспектах, начиная с:

Во врачебном сообществе необходимо привить понимание того, что необоснованная по показаниям и длительности госпитализация больных может превышать возможную ее пользу, и в этом направлении следует тактично и аргументировано ориентировать как самих пациентов, так и их родственников. Надо понимать, что помещение больного человека в стационар само по себе является стрессовой ситуацией, поскольку нарушает сформировавшиеся жизненные стереотипы (привычную обстановку, окружение близких и т. д.), лишает или ограничивает их возможности общения с близкими, свободного времяпрепровождения, реализации своих увлечений и др.

Важным условием распространения психогенных рисков является отсутствие в лечебном учреждении повседневной психотерапии, т. е. разъяснения больному в доступной форме и в пределах сущности его заболевания, болезненных и других ощущений, реальных возможностей медицинского воздействия, пользы и риска назначаемых обследований и лечения. В основе психогенной безопасности заложены нравственные нормы, нарушение которых, как и недостаточность знаний (умений), халатность - приводят к возникновению и реализации психогенных рисков. В таких ситуациях проблема заключается в основном в нарушении врачебной этики и морали медицинского работника. Психогенная безопасность пациента может быть нарушена неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, отрицательно воздействующими на психику больного. В настоящее время отмечается тревожный рост нарушений психогенной безопасности пациентов, к которым следует отнести весь объем отрицательного психического и физического воздействия медицинского работника, в том числе и врача, на пациента. Нарушения психогенной безопасности пациентов необходимо выявлять, анализировать и находить решения по их устранению и предупреждению. При этом следует отметить, что активное участие самого больного в лечебно-диагностическом процессе и самоконтроле своего состояния в значительной степени снимает проблемы психогенных (психо-эмоциональных) рисков, что является неотъемлемым условием достижения качественного клинического результата.

Таким образом, для повышения безопасности медицинской помощи необходимы комплексные системные усилия, включающие широкий спектр:

Надлежащее качество медицинской помощи должно быть приоритетной задачей деятельности любого лечебно-профилактического учреждения, которой подчиняется вся управленческая деятельность.

Соблюдение максимально возможной безопасности пациентов является одной из основных проблем, возникающих при внедрении индустриальных технологий в управление качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильном стационаре, и требует планомерного системного подхода.

Для достижения максимально возможной безопасности пациентов необходимы совместные усилия: