logo
Uch_dlya_studentov_BZhCh

1.3.2. Культура безопасности жизни человека

Культура безопасности жизни человека - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и, главное, активной практической деятельности по снижению уровня опасности.

В России особенно активно в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизни человека на всех уровнях.

Этими вопросами особенно активно занимаются МЧС России при поддержке специалистов Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти.

Примерный перечень методов и средств формирования культуры безопасности у населения страны можно свести к следующему:

Как видим, формирование культуры безопасности жизни человека носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизни человека.

Говоря о формирования культуры безопасности жизни человека России необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС связано с состоянием психики, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные - с недостаточной обученностью и низкой культурой безопасности.

Реализуя мероприятия по формированию культуры безопасности необходимо учитывать не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.

Основными направлениями формирования культуры безопасности жизни человека являются:

Воспитание в области безопасности должно присутствовать у человека с момента рождения до конца жизни, которое должны формировать родители, друзья, преподаватели, общество и государство. Культуру безопасности жизни следует внедрять более эффективно, необходима четкая система, так как одной теории недостаточно. Наркотики, алкоголь, отсутствие здорового образа жизни характерно для нашего времени. Компьютерные игры, интернет и другие информационные технологии пропагандируют у пользователей насилие, жестокость, а большинство из них является несовершеннолетними. Многим подросткам и молодежи не хватает знаний и четкого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Многие не имеют представления о возможных действиях в чрезвычайной ситуации. Все это говорит об отсутствии культуры безопасности жизни человека.

Важно помнить, культурное наследие не воспроизводится само собой, его необходимо передавать, осваивать и внедрять, поэтому основой формирования культуры безопасности жизни человека является образование.

Наряду с образованием в настоящее время огромное значение с позиций формирования общей культуры и культуры безопасности жизни человека играют современные средства массовой информации. Оказывая ежедневное мощнейшее воздействие на население, они способствуют формированию идеалов и ценностей, отношений к окружающей действительности, знаний и эмоциональных состояний.

Основной целью формирования культуры безопасности жизни человека должно являться достижение такого состояния людей, когда обеспечение безопасности жизни человека является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют все необходимые условия.

Не смотря на то, что в последнее время наше государство стало обращать внимание на культуру безопасности жизни человека, проводить политику по введению её в общество, принимать нормативные акты, проводить организационные мероприятия, видимых результатов ведущих к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от ЧС, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере, на производстве не наблюдается.

При этом одному государству уменьшить угрозу ЧС при помощи каких бы то ни было нововведений не удастся без желания человека. Обществу не достаточно лишь знаний и умений. Необходимо создать новую систему воспитания и образования, где человек будет разумно взаимодействовать с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, анализировать опасные ситуации, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

  1. Национальная безопасность