4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них поражающих факторов.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:
1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них поражающих факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся под воздействием опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
2. Неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования поражённых из-под завалов, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
разведку маршрутов движения;
распределение участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС поражающих факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
оказание первой, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, очищение территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения нормальных условий для жизни пострадавшего населения и деятельности объектов экономики в условиях ЧС.
Другие неотложные работы включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
санитарная очистка территории в зоне ЧС;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями.
Успешное проведение АСДНР достигается:
заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
экстренным реагированием на возникновение ЧС (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь;
поддержанием устойчивого взаимодействия и непрерывным ведением АСДНР днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований как штатных, так и нештатных;
неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения работ, жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.
Для ликвидации последствий ЧС создаются координирующие органы, которыми являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС):
на территориальном (территория субъекта РФ) уровне - КЧС субъекта РФ;
на местном уровне (территория города, района в городе) - КЧС местного самоуправления;
на объектовом уровне (территория объекта) - КЧС объекта.
С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС.
Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.
Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.
Аварийно-спасательные формирования привлекаются для проведения АСДНР распоряжением начальника соответствующего Регионального центра ГОЧС.
Региональные поисково-спасательные службы привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего Регионального центра, а территориальные - решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям.
По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧС России или соответствующего территориального центра МЧС России).
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по ликвидации ЧС.
В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.
При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по ЧС.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1.1. Жизнь человека и патогенные ситуации
- 1.1.2. Среда обитания человека
- 1.1.6. Факторы риска
- 1.1.7. Патологические состояния организма человека
- 1.1.8. Адаптация человека к окружающей среде
- 1.2.1. Безопасность жизни человека
- 1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека
- 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
- 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
- 2.1. Национальная безопасность России
- 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
- 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
- 2.1.3. Система национальных интересов России
- 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
- 2.1.5. Государственный материальный резерв
- 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
- Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
- 2.2. Современные войны и средства поражения
- 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
- 2.2.2. Определение и классификация войн и
- 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
- 3. Безопасность общества и личности
- 3.1. Основы организации системы безопасности
- 3.1.1. Безопасность общества и личности
- 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
- 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
- 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
- Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
- Аварии на автомобильном транспорте.
- Аварии на железнодорожном транспорте.
- Правила безопасности на водном транспорте.
- Меры безопасности при купании.
- 3.1.9. Безопасность жизни детей
- Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
- 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
- 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
- 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 — фз от 12.02.1998г.
- Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
- 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
- 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
- Организация оповещения населения.
- Эвакуация населения.
- 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
- 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
- 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
- 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
- 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
- 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
- 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
- 4.2.2. Защитные сооружения
- 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
- 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
- 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
- 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
- 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
- 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
- 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
- 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
- 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
- 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
- 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
- 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
- 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
- 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
- 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
- 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
- Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
- Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы: