logo
Uch_dlya_studentov_BZhCh

4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других

неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них поражающих факторов.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них поражающих факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся под воздействием опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

2. Неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования поражённых из-под завалов, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения нормальных условий для жизни пострадавшего населения и деятельности объектов экономики в условиях ЧС.

Другие неотложные работы включают:

Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями.

Успешное проведение АСДНР достигается:

Для ликвидации последствий ЧС создаются координирующие органы, которыми являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС):

С момента поступления сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней становятся рабочими органами КЧС.

Органы управления по делам ГО и ЧС формируют оперативную группу. КЧС и оперативная группа (в особых случаях орган управления по делам ГО и ЧС в полном составе) поддерживают тесную связь с отделами внутренних дел и пожарной охраны. Все это позволяет оперативно получать сведения о внезапно возникающих задачах и быстро принимать необходимые решения.

Для организованного проведения АСДНР в зонах ЧС планируется создание группировки сил и средств РСЧС.

Аварийно-спасательные формирования привлекаются для проведения АСДНР распоряжением начальника соответствующего Регионального центра ГОЧС.

Региональные поисково-спасательные службы привлекаются для ведения указанных работ решением начальника соответствующего Регионального центра, а территориальные - решением Председателя соответствующей территориальной Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

По мере прибытия в район ЧС силы и средства РСЧС поступают в распоряжение соответствующей КЧС или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСДНР (Правительственная комиссия, оперативная группа МЧС России или соответствующего территориального центра МЧС России).

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей и оперативного решения задач по ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления, сил и средств РСЧС, участвующих в мероприятиях по ликвидации ЧС.

В зависимости от вида и масштабов ЧС обеспечение осуществляется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС.

При необходимости, для ликвидации ЧС, используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по ЧС.