Очистка молока от радионуклидов
Мы уже установили, что наибольшую опасность для человека представляют радиоизотопы (радионуклиды) йода-131, цезия-137, стронция-90.
В организм животного они попадают через желудочно-кишечный тракт, органы дыхания и кожные покровы. Радионуклиды способны накапливаться, а выделяться частично, в том числе и с молоком.
Существует два основных метода удаления радиоизотопов из молока—технологический и ионообменный.
Технологическая переработка загрязненного РВ молока на сливки, сметану, сливочное и топленое масло, творог, сыры, сгущенное и сухое молоко позволяет получить продукт с низким содержанием радиоизотопов. Чтобы разрушить соединения стронция с белками и перевести его в растворимую фазу, молоко подкисляют лимонной или соляной кислотами, с которыми он образует соли, свободно переходящие в водную среду, легко удаляющиеся с сывороткой, пахтой.
В процессе сепарирования основная масса радионуклидов удаляется с обезжиренным молоком и получаются сливки с очень малым содержанием РВ. Чем выше жирность сливок, тем меньше в них радионуклидов. В среднем с обезжиренным молоком удаляется до 90% йода-131, цезия-137, стронция-90.
При сбивании сливок в масло происходит дальнейшее удаление радиоизотопов, и в готовый продукт переходит не более 1-3% от первоначального содержания радионуклидов. Основная часть РВ остается в пахте.
Уже в топленом масле содержание стронция-90 и цезия-137 практически равны нулю, а йода-131 снижается до десятых долей процента, радионуклиды почти полностью удаляются с оттопками.
Население, имеющее в личном пользовании дойных коров или других животных, может осуществлять дезактивацию молока в домашних условиях — сепарируя молоко, получая сливочное масло или сбивая сливки, или перерабатывая его в топленое масло. Из обезжиренного (отсепарированного) или цельного молока можно изготовить домашний творог или сыр обычным способом. Оставшиеся после переработки сыворотка, пахта, оттопки в зависимости от степени их загрязнения радионуклидами, как правило, уничтожаются.
Дезактивация молока методом ионного обмена с применением ионообменных смол основана на их способности обмениваться на катионы стронция-90 и цезия-13 7 или анионы йода-131, находящиеся в загрязненном молоке. Метод имеет две разновидности. Первая — «дозированный обмен», т.е. смешивание смолы и загрязненного радионуклидами молока с последующей фильтрацией. Вторая предусматривает использование ионообменных колонок, где загрязненное молоко пропускается через слой ионообменной смолы.
После того как оно пропущено через катионообменную смолу, содержание стронция и цезия в нем уменьшается на ,^0—90%. Если же пропустить через анионообменную смолу, содержание йода снизится более чем на 90% Для дезактивации 1 л молока требуется 35 —40 г целлюлозного волокна.
Есть два способа дезактивации смолами — динамический и статический. Суть первого состоит в том, что молоко протекает через пучок целлюлозных нитей (волокна) ЦМ-А2. В процессе движения радионуклиды как бы прилипают (притягиваются) к поверхности волокон. При статическом методе молоко наливают в банку или иную посуду и туда опускают пучок целлюлозных волокон и помешивают. Через 15 мин вилкой вынимают отработавший пучок и опускают новый. Так делается 3-4 раза. После того как удалена последняя порция, молоко необходимо профильтровать через слой ваты, марли, ткани, чтобы избавиться от мельчайших частичек целлюлозы. Таким способом его очищают от радионуклидов йода-131 почти на 90%. Такое молоко перед употреблением необходимо прокипятить, а затем оно может быть переработано в любой молочный продукт. Отработанная целлюлоза сжигается. Зола подлежит захоронению в установленном месте.
[ Назад ]
- Тема № 1. «обязанности производственного персонала и населения по го и действиям в чрезвычайных ситуациях» немного истории
- Структура рсчс и го
- Основные задачи рсчс
- Силы и средства рсчс
- Права. Обязанности. Ответственность
- Тема № 2. «оповещение о чрезвычайных ситуациях»
- Основа системы оповещения
- Сигнал «внимание всем!»
- Речевая информация
- Локальные системы оповещения
- Тема № 3. « действия при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах» введение
- Стихийные бедствия
- Аварии и катастрофы
- Тема № 4. «аварии на аэс. Радиоактивное загрязнение местности» аварии на аэс
- Загрязнение местности
- Дозы облучения. Лучевая болезнь
- Нормативные документы и их требования
- Дозовые пределы за год, мЗв
- Тема № 5. «обнаружение и измерение ионизирующих излучений» ионизирующие излучения
- Методы обнаружения и измерения
- Единицы измерения
- Единицы ионизирующих излучений
- Дозиметрические величины и единицы их измерения
- Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля
- Бытовые дозиметры
- Радиофобия
- Тема № 6. «ликвидация радиоактивного загрязнения» радиационная разведка
- Радиоактивное загрязнение
- Средства, применяемые для дезактивации
- Особенности дезактивации
- Меры безопасности
- Тема № 7. «действия при обеззараживании. Санитарная обработка людей» что такое обеззараживание?
- Дегазация
- Дезинфекция
- Меры безопасности
- Санитарная обработка
- Тема № 8. «действия населения в зонах радиоактивного загрязнения» характеристика зон радиоактивного загрязнения
- Режимы радиационной защиты
- Действия в зонах загрязнения
- Полеводство в условиях радиоактивного загрязнения
- Режимы содержания животных в зонах радиоактивного загрязнения
- Использование мяса, загрязненного радионуклидами
- Очистка молока от радионуклидов
- Тема № 9. «сильнодействующие ядовитые вещества» понятие о сдяв
- Зоны заражения сдяв
- Защита от сдяв
- Первая помощь пораженным сдяв
- Приборы разведки и определения сдяв
- Ликвидация последствий
- Тема № 10. «средства коллективной и индивидуальной защиты» средства коллективной защиты
- Средства индивидуальной защиты
- Тема № 11. «заполнение и использование защитных сооружений» порядок подготовки защитных сооружений
- Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нем
- Собенности заполнения и поведения людей при переуплотнении убежища
- Обязанности формирований по обслуживанию защитных сооружений
- Использование защитных сооружений в мирное время
- Тема № 12. «повышение защитных свойств дома (квартиры)» вместо предисловия
- Обеспечение своевременного получения оповещения (информации)
- Подготовка дома (квартиры) в противопожарном отношении
- Подготовка на случай техногенных чрезвычайных ситуаций
- Подготовка на случай природных чрезвычайных ситуаций
- На случай криминальной ситуации
- Тема № 13. «принципы и способы эвакуации» нужна ли эвакуация?
- Принципы и способы эвакуации
- Эвакуационные органы
- Подготовка населения к эвакуации
- Правила поведения при эвакуации
- Экстренная эвакуация
- Тема № 14. «противопожарные мероприятия» пожары. Причины возникновения
- Профилактика и меры безопасности
- Средства пожаротушения
- Техническая характеристика некоторых из них:
- Пожар, его локализация и тушение
- Тема № 15. «само- и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях»
- Переломы костей
- Рана, ранения
- Ожоги химическими веществами
- Отморожение
- Шок и обморок
- Солнечный и тепловой удары
- Поражение электрическим током
- Помощь утопающему
- Помощь при поражении сдяв
- Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
- Основы ухода за больными
- Тема № 16. «защита детей в чрезвычайных ситуациях» обязанности взрослых по защите детей
- При стихийных бедствиях
- При авариях и катастрофах
- При загрязнении местности и помещений тяжелыми металлами
- Эвакуация детей
- Средства индивидуальной защиты для детей
- Противогаз пдф-2д
- Противогаз пдф-2ш
- Размер полумаски Высота лица, мм
- Тема № 17. «защита продуктов питания, фуража и воды» общие положения
- Защита продуктов питания и воды в домашних условиях
- Защита продуктов питания и фуража в сельских условиях
- Защита водоисточников, создание запасов воды и порядок ее хранения
- Тема № 18. « защита сельскохозяйственных животных и растений»
- Защита сельскохозяйственных животных
- Ветеринарная обработка животных
- Защита сельскохозяйственных растений
- Тема № 19. « инфекционные заболевания. Правила поведения населения»
- Возникновение инфекционных заболеваний
- Распознавание инфекционных заболеваний
- Основы защиты и правила поведения населения
- Тема № 20. «морально-психологическая подготовка населения для действий в чрезвычайных ситуациях»
- Психологическая готовность
- Предупредить панику
- Чувство долга и ответственности
- Подготовка населения — государственная задача