Методические указания к проведению лекционного занятия
Тема 6.3 Устойчивость функционирования объектов экономики
План:
1. Сущность устойчивости функционирования объектов и систем. Факторы, определяющие устойчивость.
2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
3. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов.
4. Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости ОНХ.
5. Оценка возможности возникновения пожаров на объекте.
6. Оценка воздействия вторичных поражающих факторов.
7. Общие выводы по оценке устойчивости элементов объекта.
8. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.
9. Устойчивость систем электроснабжения.
10. Устойчивость систем водоснабжения.
11. Устойчивость систем газоснабжения.
12. Повышение надёжности хранилищ АХОВ и взрывоопасных веществ.
13. Подготовка к восстановлению производства после поражения объекта.
Сущность устойчивости функционирования объектов и систем. Факторы, определяющие устойчивость.
При рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью работы, под объектами народного хозяйства следует понимать любое предприятие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, учреждение, учебное заведение и т.д.
Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет свою специфику и поэтому объем и полнота рассмотрения различных вопросов устойчивости на разных объектах могут быть разными, но для всех их может быть применено одно общее понятие – устойчивость работы объекта народного хозяйства.
Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства (производственного объединения) следует понимать его способность выпускать в экстремальных условиях мирного и военного времени продукцию в установленных объемах и номенклатуре, а при получении слабых повреждений или частично средних разрушений в результате воздействия стихийных бедствий, аварий и катастроф или при применении противником средств нападения в условиях военного времени быстро восстанавливать разрушенное производство. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь, линии электропередач и т.п.), устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции.
Говоря об устойчивости объектов народного хозяйства в условиях ЧС, следует различать следующие понятия: физическая устойчивость объектаиустойчивость работы объекта.
Под физической устойчивостью объектапонимают способность всего инженерно-технологического комплекса предприятия (зданий, сооружений, станочного и технологического оборудования, транспорта и технологических коммуникаций) противостоять разрушающему действию чрезвычайного события.
Под устойчивостью работы объектапонимают способность его в условиях чрезвычайных ситуаций производить продукцию в запланированных объемах и номенклатуре, а при получении слабых и средних разрушений и частичного нарушения связей по кооперации восстанавливать свое производство в минимально короткие сроки.
Нормальная устойчивая работа объекта народного хозяйства в мирное время основывается на обеспечении производства рабочими и служащими, техникой, необходимыми техническими ресурсами, топливом, сырьем, запасными частями, на бесперебойном поступлении комплектующих изделий от заводов-поставщиков и т.д.
На устойчивость работы объектов народного хозяйства в условиях ЧС оказывают влияние следующие факторы:
размещение объекта;
обеспеченность рабочих и служащих средствами защиты от ОМП;
прочность и механическая устойчивость основных элементов производственного комплекса к воздействию поражающих факторов;
бесперебойное снабжение объекта всеми видами энергии (электричеством, паром, газом, водой, топливом), сырьем, комплектующими изделиями и другими видами МТО;
надежность управления производством;
надежность устойчивых производственных связей, наличие запасных вариантов производственных связей;
защищенность объекта от поражения вторичными факторами (пожаров, взрывов, затопления, загазованности территории и др.), которые могут возникнуть при разрушении на данном или близлежащих объектах;
заблаговременная подготовка объекта к первоочередному восстановлению производства при получении слабых или средних разрушений.
Таким образом, повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса инженерно-технических, технологических, организационных и других мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражений, вторичных поражающих факторов и последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на предприятиях промышленности, создание оптимальных условий для восстановления производства и обеспечения жизнедеятельности населения.
К организационным мероприятиям относятся:
создание системы надежной защиты производственного персонала;
перевод объектов на особый режим работы в условиях ЧС;
создание запасов сырья, топлива, комплектующих изделий;
организация устойчивых производственных связей;
разработка и осуществление системы транспортного, энергетического, материально-технического объединения;
подготовка и оснащение формирований ГО для проведения СИДНР.
К инженерно-техническими мероприятиям по повышению устойчивости объектов относятся:
строительство защитных сооружений на объекте и в загородной зоне;
повышение прочности и механической устойчивости элементов объекта;
повышение живучести транспорта;
строительство в загородной зоне баз, складов. Рассредоточение запасов;
строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легко воспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.
К технологическим мероприятиям по повышению устойчивости объектов относится изменение технологического режима, исключающего возможность возникновения вторичных поражающих факторов от воздействия средств –поражения и др.
Перечисленные мероприятия направлены на защиту населения и снижение возможных разрушений и потерь в условиях чрезвычайных ситуаций, на повышение устойчивости работы объектов в военное время, а также на создание необходимых условий для проведения СИДНР.
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература