Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
ОМП и обычное оружие нового типа большой поражающей способности предназначаются для нанесения массовых потерь людям, осуществления огромных разрушений, уничтожения результатов труда людей.
К существующим ныне ОМП относятся ядерные, химические и бактериологические (биологические) виды оружия. Уровень развития современной науки позволяет проводить разработки принципиально новых видов оружия: инфразвукового, лучевого, радиологического, метеорологического, этнического и т.д. Кроме того, при использовании в обычном оружии качественно новых элементов последнее способно приобрести свойства ОМП.
Наиболее мощным средством массового поражения в настоящее время является ядерное оружие – (ядерное и термоядерное). Оно основано на использовании внутриядерных энергий, освобождающихся при цепной реакции деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или термоядерной реакции синтеза легких ядер – изотопов водорода (дейтерия, трития). В зависимости от способа получения ядерной энергии ядерные боеприпасы делятся на ядерныеитермоядерные. Мощность этих видов оружия характеризуется тротиловым эквивалентом, т.е. количеством обычного ВВ (тротила), энергия взрыва которого равна энергии взрыва данного ядерного боеприпаса. Измеряется тротиловый эквивалент в тоннах, килотоннах, мегатоннах.
По мощности ядерные боеприпасы условно делятся на:
сверхмалые - до 1 кг;
малые - 1-10 кг;
средние - 10-100 кг;
крупные - 100 кг – 1 Мт;
сверхкрупные - более 1 Мт.
В зависимости от места подрыва ядерного боеприпаса взрывы делятся на:
высотный – более 10 км;
воздушный – на высоте до 10 км;
наземный (надводный) – на поверхности земли (воды) или, когда огненный шар взрыва касается поверхности земли (воды);
подземный (подводный) – на определенной глубине.
При взрыве ядерного боеприпаса образуются следующие пять поражающих факторов: ударная волна,световое излучение,проникающая радиация,радиоактивное заражение,электромагнитная индукция(электромагнитный импульс), кроме того,сейсмоэффект. Совокупность перечисленных поражающих факторов придает ядерному оружию колоссальную эффективность. Распределение энергии между поражающими факторами ядерного взрыва будет следующее: ударная волна – 50%, световое излучение – 30-40%, проникающая радиация (электромагнитный импульс) – 5%, радиоактивное заражение – 15%.
Ударная волна– основной поражающий фактор. Возникает в результате колоссального сжатия окружающей среды (атмосферы) в зоне ядерной реакции, где температура с момент взрыва достигает миллионы градусов, давление – миллиарды атмосфер. Воздушная ударная волна – это область сильно сжатого воздуха, распространяющегося от центра взрыва во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница сжатого слоя воздуха характеризуется резким увеличением давления и называетсяфронтом ударной волны. Рф – избыточное давление во фронте ударной волны, измеряется в паскалях (Па), килопаскалях (кПа), кгс/см2.
Ударная волна – чисто физический поражающий фактор, разрушает, опрокидывает строения, сдавливает человека, вызывая определенной степени травмы и разрушения:
легкие травмы – при Рф 20-40 кПа (0,2 кг/см2),
средней тяжести – при РФ 40-60 кПА (0,4-0,6 кг/см2),
тяжелые – при Рф – 60-100 кПа (0,6-1.0 кг/см2),
крайне тяжелые – при РФ более 100 кПа (кг/см2).
Световое излучение– видимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Их источник – святящаяся область ядерного взрыва. Характеризуется величиной светового импульса, измеряется в джоулях или калориях на см2/1 кал/см2= 40 кДж/м2.
Световой импульс вызывает возгорание горючих материалов, ожоги людей и животных. Ожоги делятся на 4 степени:
1 степень – 2-4 кал/см2;
2 степень – 4-10 кал/см2;
3 степень – 10-15 кал/см2;
4 степень – 15 и более кал/см2.
Проникающая радиация– поток гамма-квантов и нейтронов, испускаемых из зоны ядерного взрыва, способных проникать через значительные толщи различных материалов и тело человека. Кроме того, образуется поток альфа- и бета-частиц (с незначительной проникающей способностью). Гамма-излучения являются основным поражающим фактором проникающей радиации, вызывая лучевую болезнь. Проникающая радиация характеризуется дозой радиации, т.е. количеством энергии, поглощаемой единицей объема облучаемой среды или степенью ионизации. За единицу измерения дозы радиации принята внесистемная единица – рентген. В зависимости от полученной дозы в организме человека возникает лучевая болезнь той или иной степени: 1 степени (легкой) – разовая доза 100-200 Р, 2 степени (средней) – при дозе 200-400 Р, 3 степени (тяжелой) – при дозе 400-600 Р, 4 степени (крайне тяжелой) – свыше 600 Р.
Радиоактивное заражение местности– возникает в результате выпадения РВ из облака наземного ядерного взрыва (продукты деления вещества ядерного горючего). Наведенная радиоактивность – от воздействия потока нейтронов ядерного взрыва на окружающие предметы и химические элементы в грунте. Переносимое ветром облако распространяет радиоактивные вещества на большие расстояния и площади. Заражение местности РА веществами характеризуется уровнем радиации, который измеряется количеством рентгенов (мР) в час. Местность считается зараженной, если уровень радиации равен 0,5 Р/ч. Естественный фон – 0,004-0,02 мР/ч.
Зону заражения после ядерного взрыва в зависимости от уровня радиации принято делить на 4 подзоны:
«А»– зона умеренного заражения с дозой 40-400 Р, уровнем радиации 8-80 Р/ч.
«Б»– зона сильного заражения с дозой 400-1200 Р, уровнем радиации 80-240 Р/ч.
«В»– зона опасного заражения с дозой 1200-4000 Р, уровнем радиации 240-800 Р/ч.
«Т»– зона чрезвычайно опасного заражения с дозой более 4000 Р, уровнем радиации более 800 Р/ч.
Электромагнитный импульс– мощные электрические и магнитные поля, возникающие при ядерном взрыве в окружающем пространстве. Поражающее действие ЭМИ определяется величиной напряженности электрического и магнитного полей, наводимых в сетях и коммуникациях, и их изменение во времени. Распространяется ЭМИ на расстояние нескольких километров в окружающем пространстве (воздухе) и на десятки и сотни километров по различного рода коммуникациям (проводным, трубопроводным и т.п.). При этом в сетях наводится огромная ЭДС – сотни и тысячи киловольт. Эти напряжения способны вывести из строя линии электроснабжения и связи, электронную и электрическую аппаратуру, вызвать пожары, поразить людей, выжечь электро- и радиосхемы, лишить «памяти» ЭВМ, являясь мощной помехой для радиотехнических средств связи.
Нейтронное оружие– боеприпас основан на использовании реакции синтеза легких ядер элементов изотопов водорода. Отличительная особенность – увеличенный выход потока быстрых нейтронов и гамма-излучений. Поражающие факторы те же, но распределение энергии в момент взрыва иное: 60% энергии идет на создание потока быстрых нейтронов и гамма-излучений; нейтронов выделяется в 5-6 раз больше, чем в обычных ядерных боеприпасах. Радиус действия проникающей радиации больше радиуса действия поражающих факторов.
Химическое оружие (ХО)– один из видов ОМП, которое может быть использовано для заражения окружающей среды и поражения незащищенных людей, животных и растений. Основу поражающего действия ХО составляют отравляющие вещества (ОВ), которые могут быть доставлены к объекту поражения ракетами, самолетами, снарядами. По физико-химическим и токсическим свойствам ОВ делятся на:
нервно-паралитического действия– зарин, зоман, Ви-газы;
общеядовитого действия– быстродействующие летучие – синильная кислота, хлорциан, окись углерода, фосфористый водород;
удушающего действия– фозген, дифозген;
кожно-нарывного действия– иприт, азотистый иприт;
психо-химические ОВ– Би-зет, ЛСД;
раздражающего действия– адамсит (рвотное), хлорацетафенон (слезоточивое), Си-Эс (сверхслезоточивое);
бинарные ОВ – компоненты сами по себе мало токсичны, но при смешивании получаются ОВ, подобные зарину, зомину, Ви-газам.
Все ОВ делятся на стойкиеинестойкие. Стойкие ОВ сохраняют свои поражающие свойства до нескольких дней, недель; медленно испаряются, плохо растворяются в воде. Нестойкие ОВ сохраняют свои поражающие свойства от нескольких минут до нескольких часов.
Признаками применения химического оружия являются характерные взрывы химических боеприпасов (более глухие), облако взрыва имеет какую-либо окраску. Применение ХО образует зону химического заражения, которая включает в себя участок применения ОВ и территорию, на которой по направлению ветра распространилось ОВ. Очаг химического поражения – территория, в пределах которой произошли массовые поражения людей, животных, растений. Характер и размеры очага химического поражения зависят от вида ОВ, масштабов и способов их боевого применением, метеоусловий, рельефа местности. Летом ОВ быстрее теряет свои поражающие свойства, чем зимой.
Бактериологическое оружие (БО)– один из видов ОМП. Основу оружия составляют болезнетворные бактерии, вирусы, грибки, токсины (бактериальные яды). Оружие может быть применено как по войскам, так и по объектам тыла. Для поражения людей и животных используются возбудители заболеваний: бактерии чумы, холеры, оспы, туляремии, ботулизма. Признаки применения БО: капли жидкости на почве и на растениях, характерный звук, как при взрыве химического боеприпаса, легкое облачко дыма, след за пролетающим самолетом, скопление насекомых и грызунов, необычных для данной местности; появление массовых заболеваний людей и животных; массовый падеж диких и домашних животных. В результате применения БО образуется зона бактериального заражения, очаги бактериального поражения. Для ликвидации последствий применения БО в очагах поражения устанавливают специальный режим –карантин, а в прилегающих к карантину районах –режим обсервации.
Обычные средства нападения– зажигательное оружие (огнесмеси; напалм; супернапалм; термитные составы на основе фосфора; боеприпасы объемного взрыва; вакуумная бомба; кассетные боеприпасы; высокоточное оружие с головками самонаведения, телевизионными и лазерными головками).
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература