Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
ЧС техногенного характера возникают в результате аварий и катастроф на производстве.
Авария– это внезапная остановка или нарушение процесса производства на промышленном предприятии, транспорте или др. объектах народного хозяйства, приводящие к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Характер последствий производственной аварии зависит от ее вида и масштаба, особенностей предприятия и обстоятельств, при которых она произошла.
Катастрофа– авария с человеческими жертвами.
Техногенными катастрофамипринять считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным химическим и биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.
К техногенным катастрофам относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых образовались пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность радиационного загрязнения, химического и бактериального заражения местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей на поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.
Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате аварий и катастроф на производстве, можно объединить в следующие группы:
транспортные аварии (катастрофы)– товарных и пассажирских поездов, метрополитена, грузовых и пассажирских судов, самолетов, автомобильные и ж/д, на дорогах, переездах, мостах, туннелях, магистральных трубопроводах;
пожары, взрывы– на коммуникациях и технологическом оборудовании ОНХ, в зданиях, на объектах добычи, переработки и хранения ЛВВ, ГСМ, ВВ, транспорте, в шахтах, подземных выработках, метро, в зданиях и сооружениях жилого, социального и культурного назначения;
аварии с выбросом (угрозой выброса) СДЯВ– при производстве переработки или хранении (захоронении), на транспорте, в процессе протекания химической реакции, начавшейся в результате аварии с химическими боеприпасами, утрата источников СДЯВ;
аварии с выбросом (угрозой выброса) РА веществ– на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения; на предприятиях ядерно-топливного цикла; транспортных средствах и космических аппаратах с ядерными установками или грузом РВ на борту; промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ; с ядерными боеприпасами в местах их эксплуатации, хранения; утрата РА источников;
аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ)– на предприятиях промышленности и научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), на транспорте, при работе с биологическими боеприпасами, утрата БОВ;
внезапное разрушение сооружений– обрушение элементов транспортных коммуникаций, производственных зданий, сооружения, зданий жилого, социально-бытового и культурного назначения;
аварии на электроэнергетических системах – автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя территориальных электрических сетей;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения– канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, системах водоснабжения населения питьевой водой, тепловых сетях (горячего водоснабжения) в холодное время года, на коммунальных газопроводах;
аварии на промышленных очистных сооружениях– сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
аварии гидродинамические– прорыв плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, повлекший смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
Характер последствий техногенных катастроф зависит от вида аварий, от масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, от вида транспорта и обстоятельств, при котором произошла авария. Техногенные катастрофы могут быть следствием воздействия внешних факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т.п. Однако наиболее распространенными причинами являются нарушения технологического процесса и правил техники безопасности.
Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии и всесторонняя оценка опасности, которую может представлять предприятие в случае аварии для рабочих и служащих и проживающего вблизи населения, позволяют, во-первых, правильно определить мероприятия по предупреждению аварий и, во-вторых, предусмотреть необходимые меры по защите людей и снижению ущерба в случае возникновения технологической катастрофы.
Антропогенные (экологические) катастрофы – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека и оказывающее вредное влияние на людей, животных и растительный мир, окружающую среду в целом. Деградация окружающей среды является следствием резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человека, бездумно потребительского отношения к природе.
К чрезвычайным ситуациям экологическогохарактера можно отнести:
чрезвычайные ситуации, связанные с изменением суши (почвы, недр, ландшафта)– катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за невыработки недр при добыче ископаемых и другой деятельности человека; наличие тяжелых металлов (в т.ч. РА) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций (ПДК); интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, заиления, заболачивания и т.п., кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых, критические ситуации в связи с переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами (мусором) и загрязнение ими среды;
чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды) – резкое изменение погоды или климата в результате деятельности человека, повышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере, температурные инверсии над городами, острый «кислородный голод» в городах, значительное превышение предельно допустимого уровня шума (производственного и городского), образование обширной зоны кислотных осадков, разрушение озонового слоя атмосферы, значительное изменение прозрачности атмосферы;
чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды)– резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения источников вод или их загрязнения, истощения водных ресурсов, необходимых для хозяйственного, бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов, нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие критического загрязнения зон внутренних морей и мирового океана;
чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы– исчезновение отдельных видов животных и растений, в результате изменения условий среды обитания, массовая гибель животных, гибель растительности на обширной территории, резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;
другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
Социально-политические конфликты - крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением средств поражения (военно-политические конфликты), а также межнациональные кризисы, сопровождающиеся насилием.
По скорости распространения опасности ЧС могут быть классифицированы следующим образом:
внезапные(землетрясения, взрывы, транспортные аварии и т.д.);
стремительные(пожары, гидродинамические аварии с образованием волны прорыва, аварии с выбросом газообразных СДЯВ и т.д.);
умеренные(паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ);
плавные – с медленно распространяющейся опасностью (засухи, эпидемии, аварии на промышленных очистных сооружениях, загрязнение почвы и воды вредными химическими веществами и т.д.).
Показателями масштаба распространения ЧС являются не только размеры территорий, непосредственно подвергшихся воздействию поражающих факторов, но и возможные косвенные последствия, которые могут представлять серьезные нарушения организационных, экономических, социальных и других важных связей. Кроме того, в данном признаке классификации учитывается тяжесть последствий, которая порой, несмотря на малую площадь поражения, может быть весьма значительной и трагичной. Поэтому для определения категории ЧС по ее масштабу необходимо оценить одновременную площадь поражения (масштаб первичных и вторичных последствий), косвенное последствие, а также тяжесть последствий. Последние в данной классификации оцениваются уровнем сил и ресурсов, которые необходимо привлечь для их ликвидации.
По этому комплексному признаку ЧС подразделяются на пять типов: локальные (объектовые), местные, региональные, национальные и глобальные. Ранее мы их уже рассматривали. Границы между всеми перечисленными типами и классами ЧС в определенной мере условны. Как уже отмечалось, некоторые стихийные бедствия – оползни, опустынивание, в отдельных случаях землетрясения, лесные и торфяные пожары и т.д. – могут иметь как чисто природное, так и природно-антропогенное происхождение. То же самое можно сказать и при систематизации ЧС по другим признакам.
Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они зависят от вида, характера чрезвычайных ситуаций и масштаба ее распространения.
Основными видами последствий ЧС являются: гибель и заболевания людей, разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, бактериальное заражение. Следует подчеркнуть, что на людей, находящихся в экстремальных условиях ЧС, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов ЧС можно с той или иной степенью достоверности определить заблаговременно расчетных путем, то радиус психологического воздействия в реальной действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев, он, возможно, будет во много раз превосходить радиусы воздействия других поражающих факторов.
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература