Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
Локальные
Объектовые
Местные
Региональные
Национальные
Глобальные
Чрезвычайную ситуацию можно определить и как совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в зоне в результате нестандартного развития событий.
Ущерб, наносимый мировой экономике стихийными бедствиями, исчисляется ежегодно примерно в 30 млрд. долларов, из них 20 млрд. долларов – чистый ущерб, а 10 млрд. долларов – расходы на предупреждение и смягчение их последствий. Число жертв во всем мире от стихийных бедствий и катастроф ежегодно составляет около 250 тыс. человек. К сожалению, тенденция к сокращению бедствий не наблюдается.
По принципам возникновения можно выделить такие классы чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, антропогенные и экологические катастрофы и социально-политические конфликты.
Стихийные бедствия– опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни более или менее значительной группы населения, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей. Или иначе: стихийные бедствия – это чрезвычайные ситуации природного происхождения, создающие экстремальные условия жизнедеятельности определенной части населения, угрозу здоровью и жизни людей и уничтожения материальных ценностей. К ним относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы и смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины.
К числу стихийных бедствий относят также засухи, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, эпидемии, массовое распространение вредителей сельского хозяйства.
Все эти события можно объединить в следующие явления (группы явлений):
геофизические опасные явления– землетрясения, извержения вулканов,
геологические опасные явления– оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склонный смыв, просадка лёсовых пород, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, эрозия, пыльные бури;
метеорологические и агрометеорологические опасные явления– бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки), крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный голод, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховеи, заморозки;
морские гидрологические опасные явления– тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледовый покров или припай, напор льдов, их интенсивный дрейф, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов, отрыв прибрежных льдов;
гидрологические опасные явления– высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление);
природные пожары– чрезвычайная пожарная опасность, лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. подземные пожары горючих ископаемых;
инфекционная заболеваемость (людей)– единичные случаи экзотических особо опасных заболеваний, групповые случаи инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка, эпидемия, пандемия;
инфекционная заболеваемость животных– эпизоотия, эзоотия, панзоотия;
болезни и вредители растений– прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, массовое распространение вредителей растений.
Стихийные бедствия могут происходить в результате быстрого перемещения вещества (землетрясения, оползни); в процессе высвобождения внутриземной энергии (вулканическая деятельность, землетрясения); при повышении водного уровня рек, озер и морей (наводнения, цунами); под воздействием необычайно сильного ветра (ураганы, циклоны).
Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни и пр.) могут возникать в результате действий самих людей, но последствия их всегда являются результатом действия сил природы. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья человека.
Стихийные бедствия являются трагедией для тех районов, где они возникают. В результате стихийных бедствий страдает экономика страны, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются материальные ценности и, самое главное, возникают потери среди людей, гибнет их жилье, имущество. Кроме того, стихийные бедствия создают крайне неблагоприятные условия для жизни населения, что может быть причиной вспышки массовых инфекционных заболеваний. Количество людей, пострадавших от стихийных бедствий, может быть весьма значительным, а характер поражений очень разнообразным. Больше всего люди страдают от наводнений (40% от общего урона), ураганов (20%), землетрясений и засух (15%). Около 10% общего ущерба приходится на остальные стихийные бедствия.
Ряд российских и зарубежных специалистов, приводя данные о потерях при крупнейших бедствиях, предполагают, что в будущем в связи с ростом и концентрацией населения, аналогичные по силе катастрофы будут сопровождаться увеличением числа жертв в десятки раз.
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература