Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
План:
1. Гражданяская оборона и её место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Структура Российской подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
4. Структура территориальной подсистемы РСЧС Омской области.
5. Режимы функционирования РСЧС.
6. Силы и средства локализации последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Общие принципы организации гражданской обороны.
8. Силы гражданской обороны.
9. Организация оповещения.
10. Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
2 марта 1918 г. германские аэропланы бомбардировали Петроград. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании Штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.
Со временем мероприятия по защите населения от воздушных налетов противника – оповещение, светомаскировка, укрытие в убежищах и другие – стали именоваться пассивной или местной противовоздушной обороной (МПВО).
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров страны утвердил Положение о местной противовоздушной обороне. Согласно этому документу она выделялась в самостоятельную систему, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. С этой даты ведется отсчет истории МПВО и созданной впоследствии на ее основе системы Гражданской обороны (ГО). Во исполнение требований названного документа создавалась система оповещения жителей городов, строились защитные сооружения, проводились мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы предприятий в военное время, совершенствовались методы их светомаскировки. Формировались и проходили специальную подготовку подразделения, предназначенные для спасения пострадавших, оказания им медицинской помощи, проведения аварийно-спасательных работ, ликвидация очагов химического заражения, обезвреживания невзорвавшихся снарядов.
В 1945 году американская авиация уничтожила японские города Хиросиму и Нагасаки: миру было продемонстрировано новое оружие – атомное, обладающее небывалой разрушительной силой и многообразием неведомых ранее поражающих факторов. Его появление потребовало новых способов и средств защиты населения. Это вызывалось также угрозой применения в войнах других видов оружия массового поражения (ОМП) – химического и бактериологического. Указанные причины потребовали дальнейшего совершенствования системы МПВО.
Гражданская оборона как система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В 1961 г. местная ПВО нашей страны была преобразована в Гражданскую оборону, руководство которой осуществлялось Министерством обороны.
Система Гражданской обороны (ГО) должна была решать следующие задачи:
1. Обеспечение защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника, что включало:
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- эвакуацию его из мест, по которым противником могут быть нанесены или уже нанесены удары;
- снабжение населения средствами индивидуальной защиты.
2. Повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в чрезвычайных условиях.
3. Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий нападения противника, а также стихийных бедствий.
Система Гражданской обороны строилась по территориально-производственному принципу. Первое должностное лицо любого органа исполнительной власти – от правительства страны до руководителя местного уровня, а также любого предприятия, учреждения или организации, в том числе учебного заведения, являлось одновременно и начальником ГО возглавляемого им административно- территориального и производственного образования. При этих объектах создавались штабы Гражданской обороны, призванные планировать, организовывать и контролировать выполнение мероприятий Гражданской обороны.
Для выполнения инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий образовались службы Гражданской обороны: противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, оповещения и связи, автотранспортная и другие.
Проведение спасательных работ было бы затруднительно без наличия специально организованных, подготовленных и хорошо оснащенных сил Гражданской обороны. Их ядром стали войска Гражданской обороны.
В качестве массовых сил Гражданской обороны по территориально-производственному принципу создавались невоенизированные формирования ГО, в состав которых включалось трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет.
Опыт и проблемы ликвидации чрезвычайной ситуации мирного времени системой Гражданской обороны
Во второй половине 80-х годов угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Анализ показывал, что их ликвидация организуется и выполняется неэффективно. Важнейшей причиной тому было отсутствие системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайную ситуацию мирного времени. Существующая система Гражданской обороны была ориентирована на чрезвычайные ситуации военного времени, и хотя она участвовала в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, справиться с этой работой в силу своей специфики в полной мере не могла.
Недостаточная эффективность действий системы Гражданской обороны обуславливалась целым рядом проблем, к важнейшим из которых можно отнести следующие:
- отсутствие постоянного государственного органа управления, имеющего достаточные полномочия и опыт для координации деятельности в масштабе страны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- отсутствие сил экстренного реагирования на чрезвычайную ситуацию; соединениям и частям Гражданской обороны, содержащимся в сокращенном составе для доукомплектования и переброски в зону чрезвычайной ситуации требовалось много времени;
- отсутствие специальных мобильных транспортных средств, способных обеспечить оперативную доставку спасателей в районы чрезвычайных ситуаций;
- отсутствие у сил Гражданской обороны современной техники для проведения спасательных и других неотложных работ;
- отсутствие законодательной базы, регламентирующей деятельность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В июле 1987 г. руководством страны был издан документ о коренной перестройке системы Гражданской обороны. В нем отмечалось, что она должна быть готова к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.
Коренную перестройку системы Гражданской обороны должен был обеспечить комплекс мероприятий. Однако принимались они медленно и осуществлены не были.
Правительство РФ постановлением от 27.12.90 г. образовало Российский корпус спасателей. Позже этот день был объявлен Днем спасателя. Указом Президента РФ от 19.11.91 г. образован Государственный комитет по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который в январе 1994 г.преобразован в Министерство Росийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Основными функциями Министерства стали: осуществление руководства и координации работ в области Гражданской обороны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, а также стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведение подводных работ особого назначения (см. схему).
В 80-90-х годах активизировалось международное взаимодействие стран по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, подготовка специалистов-спасателей. Такое сотрудничество предусматривает:
- взаимный обмен информацией о возникших катастрофах;
- обмен опытом по различным аспектам готовности сил и средств, действиям при возможных чрезвычайных ситуациях;
- объединение усилий государств и соответствующих органов международного сообщества по оказанию помощи пострадавшей стране.
Основные задачи МЧС России
Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасности, возникающих при военных действиях.
1. Поддержание готовности органов управления, сил и средств РСЧС к решению возложенных на них задач.
2. Проведение организационных и технических мероприятий по совершенствованию защиты населения.
3. Поддержание в постоянной готовности средств управления, связи и оповещения.
4. Обеспечение мероприятий по созданию автоматизированной информационной системы РСЧС.
5. Создание резервов продовольствия, медицинских, материально-технических средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности РСЧС.
7. Совершенствование подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.
8. Пропаганда гуманитарной направленности деятельности МЧС России, распространение знаний в области ГО.
1.Поддержание готовности органов управления, сил и средств РСЧС к решению возложенных на них задач
2.Проведение организационных и технических мероприятий по совершенствованию защиты населения
Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасности, возникающих при военных действиях.
3.Поддержание в постоянной готовности средств управления, связи и оповещения
8.Пропаганда гуманитарной направленности деятельности МЧС России, распространение знаний в области ГО
4.Обеспечение мероприятий по созданию автоматизированной информационной системы РСЧС
7.Совершенствование подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях
5.Создание резервов продовольствия, медицинских, материально-технических средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
6.Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности РСЧС
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений; а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению чрезвычайные ситуации можно подразделить на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий. 13 сентября 1996 г. Правительство РФ утвердило постановлением “Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (см. схему). Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие “Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ”. Согласно этого постановления, декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается организацией собственными силами и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям стало важным шагом в деле построения государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерство выступило в роли ее управляющего и организующего центра. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через 2,5 года эта система была преобразована постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
- БезопасностЬ жизнедеятельности Курс лекций для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.1 человек и среда обитания
- Состав площадей на некоторых континентах Земли
- Зависимость состояния человека от изменения параметров микроклимата
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонент биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Число погибших от воздействия негативных факторов в 1990 г., человек
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.2 физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.3 воздух рабочей зоны
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.4 системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.5 освещение
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.7 структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.8 негативные факторы техносферы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 1.9 вредные вещества
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.10 механические акустические колебания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.11 постоянный и непостоянный шум
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.12 электромагнитные поля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 1.13 особенности воздействия ионизирующих излучений на организм человека
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема2.1опасности технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.2 средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 2.3 Способы повышения электробезопасности в электроустановках
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия Тема 3.1 системы контроля требований безопасности и экологичности
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 3.3 профессиональный отбор операторов технических систем План:
- Виды профессионального отбора.
- Контрольные вопросы
- 1. Назовите виды профессионального отбора.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.2 правовые и нормативно-технические основы
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 4.3 экономика безопасности труда
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Контрольные вопросы
- 1. Дайте определение безопасности трудовой деятельности.
- 2. Дайте классификацию опасных и вредных производственных факторов.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
- Психологические аспекты чс
- Очаги поражения
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Прогнозирование и оценка возможных последствий чс.
- Современные средства поражения, их воздействие на объекты экономики и людей.
- Контрольные вопросы
- 1. Представьте классификацию чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
- 2. Расскажите о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Тема 6.2 единая государственная система предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Общие принципы организации гражданской обороны.
- Организационная структура го онх
- Силы гражданской обороны.
- Организация, оснащение и возможности сводной команды (объектовой)
- Зам.Командира
- Механизации
- Организация оповещения.
- Принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Методические указания к проведению лекционного занятия
- Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Прогнозирование и оценка воздействия внешних поражающих факторов на технические системы (объекты народного хозяйства). Оценка физической устойчивости онх
- Контрольные вопросы
- 1. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования промышленных объектов чс мирного и военного времени?
- 2. Организация и методика исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
- Литература